Авиационные

Категория: Транспортные профессии

Авиация - это не только летчики и пилоты. В этой отрасли сосредоточено очень много направлений. Узнайте о них больше.

В планах развития промышленного сектора страны и тяжелого машиностроения в частности реанимация авиационно-космической отрасли стоит на одном из первых мест. Планируется многое. Например, строительство исследовательского и опытно-конструкторского центра в г. Жуковском, объединение наиболее значимых конструкторских бюро в единое формирование, но без утраты самостоятельности в творчестве, без потери конкуренции - и с увеличенным государственным финансированием.

В этом свете весьма перспективным выглядит и авиационное образование. Что же могут предложить вузы?

Воздушные задачи

Авиационный инженер возле двигателяБыть просто инженером и быть авиационным инженером - это несколько разные вещи. У второго профессионала другие задачи, поскольку он работает с авиационной техникой. Основным отличием ее от наземной являются малая масса, высокая надежность и прочность. Также для силовых установок крайне актуален более высокий, чем для наземных аналогов, КПД. Есть даже шутка - идеальный самолет должен быть сделан из бумаги: полетит всегда и никогда не разобьется.

На самом деле проблема подбора материалов для самолетостроения из уже имеющихся крайне сложна. Также для авиации и космоса активно используются и разрабатываются новые материалы. В первую очередь - композитные, поскольку возможности известных металлов и их сплавов уже используются по максимуму. Современная конструкторская мысль упирается в несоответствие имеющихся в наличии материалов возрастающим требованиям по массогабаритным характеристикам и прочностным качествам.

Вообще же для каждой специализации здесь актуальны свои группы вопросов. Так, двигателисты (это те, у кого «вместо сердца пламенный мотор») решают, куда надо подводить тепло - ко входу компрессора или к выходу. Ракетчики и будущие летчики-космонавты размышляют о другом: почему сопла ракетных двигателей на выходе камеры сгорания узкие, а потом начинают расширяться. Кроме этого, на аэрокосмическом факультете с большой вероятностью можно будет специализироваться и по экологии. Одна из задач экологов - придумать, как отчищать околоземное пространство от мусора, подобного тому, что остался от недавнего столкновения двух спутников. Или как запускать ракеты с наименьшим ущербом для природы, ведь жидкие виды ракетного топлива считаются одними из наиболее токсичных. В общем, если вы за «Гринпис» или Фонд дикой природы, но при этом хотите быть еще и инженером - вам тоже можно податься в авиацию.

Однако основное русло подготовки всё-таки другое.

Специализации

Авиационное образование включает в себя комплекс весьма специфических областей подготовки.

  • Авиационная техника - конструкции самолетов, вертолетов, других летательных аппаратов плюс технология производства, сборки и испытаний.
  • Силовые установки летательных аппаратов, а также технологическое обеспечение сборки, производства и испытаний.
  • Авионика - приборы, системы ориентирования и навигации, бортовое радиооборудование, бортовые вычислительные комплексы.
  • Прикладные науки - механика, математика, физика и т. д.

Ну и, конечно, огромная часть подготовки авиационных инженеров имеет двойную направленность - и военное, и общегражданское применение. Это касается подавляющего числа специальностей - проектировать планер истребителя, штурмовика или гражданского самолета учат по одним и тем же учебникам и одни и те же преподаватели. Воздушно-реактивные двигатели, независимо от их дальнейшего применения и назначения, рассчитываются по одинаковым формулам. Приборостроение и радиооборудование для применения на военной технике вообще отличается от «мирного» лишь косметически. Что же касается космической техники, то она с самого появления была прерогативой военных - ракетоносители, спутники, космические станции проектировались исключительно под нужды «силовиков». А про двухсредные летательные аппараты (ЛА) и говорить не приходится: их проектирование, конструирование, испытания и применение до сих пор связаны с системой допусков и пропусков. Ведь что такое двухсредные ЛА? Как правило, это ракеты и управляемые снаряды для поражения подводных целей, ракеты подводного базирования (к примеру, для пуска из погруженной подводной лодки), космические челноки (космические аппараты многоразового использования). Приводы, используемые в авиации, также тесно связаны с военными - ведь специалисты по приводам также могут участвовать в разработке систем прицеливания, наведения и управления. Не стоит забывать и об искусственном интеллекте: он помогает пилотам принимать решения в сложной обстановке.

Процесс обучения

На младших курсах будущих покорителей неба воспитывают, как и остальных инженеров. Придется и с чертежами засыпать в обнимку, и просыпаться в холодном поту, увидев в кошмарном сне книжку с буквами ТММ на обложке, и планировать свадьбу после сдачи сопромата с энной попытки. Но младшие курсы - всё-таки колыбель романтиков авиации. С одной стороны, здесь полно общих и теоретических предметов, с другой - мечты и «души прекрасные порывы» еще не разбиты об острые углы специальных предметов. Как правило, уклон в авиацию минимален, он находит отражение лишь в условиях задач для студентов, и то не всегда. Зачем это надо - чтобы в случае перехода несостоявшегося Туполева или Камова в другой машиностроительный вуз пришлось меньше пересдавать и переучиваться.

Процесс обучения авиационного инженераЗато с 3-го (а то и 2-го курса) начинается авиационное образование в полном смысле этого слова - аэродинамика, динамика полета летательных аппаратов, проектирование и расчет авиакомплексов, конструирование самолета, вертолета, расчеты на прочность, оснащение, системы оборудования летательных аппаратов, продажа авиабилеты. И звучит заумно, и по сути своей далеко от романтики покорения неба. Однако в это же время становятся известны ответы на каверзные специфические вопросы: например, почему у дозвуковых самолетов нос тупой и округлый, а у сверхзвуковых - заостренный? Для ответа достаточно в общих чертах знать основы аэродинамики. Если самолет летит на дозвуковой скорости, то набегающий поток воздуха должен плавно обтекать профиль, чтобы не было областей возмущения, где воздушные вихри будут только мешать полету. На сверхзвуковой же скорости газ (то есть воздух) ведет себя иначе: из-за больших скоростей полета воздушный поток при срыве с профиля создает дополнительное разряжение, что только упрощает движение самолета.

А кстати, почему самолеты летают? Потому что благодаря конструкции крыла при движении самолета сверху профиля крыла создается разряжение (область с меньшим давлением), снизу же профиля, наоборот, давление выше. Следовательно - из-за разницы давления относительно профиля крыла воздух «подталкивает» крылья вверх.