Менеджер по персоналу

Категория: Работа с людьми

Рекрутер профессионально занимается подбором персонала для компании, в которой он работает, или для компании-клиента, если он является сотрудником кадрового агентства. Внутри компании такой специалист может называться менеджером по подбору персонала, а в агентстве – консультантом по подбору персонала.

Управление персоналом (или HR) — та сфера деятельности, в которой за последнее время появилось особенно много новых профессий. Тренинг-менеджер, специалист по оценке персонала, HR-менеджер, директор по персоналу, team-менеджер, тренер по продажам, head-hunter (дословно —“охотник за головами”), менеджер по корпоративной культуре, couch-консультант — вот далеко не полный перечень специальностей, которые напрямую связаны с кадровой работой и появились на отечественном рынке труда в последние 5 лет. Эти специальности и популярны, и доходны, и перспективны. В чем их суть? Кто может найти свое место в работе с кадрами или, как теперь принято говорить, с персоналом? Для людей, которые не мыслят жизнь без коммуникации или возможности много думать и анализировать, творческой работы или работы, основанной на четких правилах, в этой области найдется подходящая специальность и даже не один вариант реализации своих профессиональных устремлений.

Условно все кадровые специальности можно разделить на четыре типа:

  1. диагносты — занимаются подбором и оценкой персонала;
  2. тренер-менеджеры — повышают компетентность сотрудников организации и разрабатывают пути их профессионального развития;
  3. консультанты —показывают пути решения проблемы;
  4. администраторы — принимают решения в области развития персонала.

Особенности работы с кадрами зависят и от организации, в которой трудится специалист. Это могут быть кадровое агентство, тренинг-компания или консалтинговое агентство, специализирующиеся именно на работе с персоналом. Могут быть и крупное производство, банк и т.д., в которых есть отдел по работе с персоналом. Работа в кадровой организации требует от человека большей специализации и более высокого уровня профессиональной подготовки. Работа на производстве часто предполагает, что специалист владеет несколькими кадровыми специальностями, плюс к этому имеет какую-либо производственную специальность. Чем крупнее организация, тем больше специалистов разного профиля занимается развитием персонала.

Типы HR специалистов

Диагносты

HR диагност разговаривает с кандидатомДиагносты могут работать как в кадровом агентстве, так и в любой организации, постоянно нуждающейся в новых кадрах. Суть работы состоит в оценке персонала (комплексной диагностике), которая включает различные психологические методики, а также проверку личного дела в целях безопасности организации. Часто такие специалисты занимаются и поиском специалистов — изучая сайты, посещая выставки, взаимодействуя с учебными заведениями и т.д.

Кадровое агентство занимается подбором персонала для разных организаций. Здесь существуют должности администратора — специалиста, управляющего процессом поиска и оценки персонала, а так же непосредственных исполнителей — тех, кто ищет, диагносцирует кандидатов на должность, проверяет их личные дела. Работа в кадровом агентстве чаще всего предполагает наличие образования в области психологии (специализация — психологическая диагностика, психология управления). Часто кадровые агентства берут на работу людей без опыта, и такой старт — неплохое начало для карьеры кадровика.

Подбор и оценка персонала на предприятии часто происходит с меньшим использованием психологических методик и с большим акцентом на оценку профессиональных способностей кандидатов. Чтобы заниматься подбором персонала на предприятии, желательно знать само производство, а еще лучше иметь опыт работы на нем.

Особую группу составляют head-hunter — специалисты, которые ищут профессионалов высшего уровня и, по сути, переманивают их из организации в организацию. Эта специальность только получает распространение в России. Несложно догадаться, что на “охотников” нигде специально не учат. Скорее всего, такой специалист должен сочетать психологическое образование и обширные связи.

Тренер-менеджеры

Тренер-менеджеры работают в тренинг-компаниях, предлагающих организациям разнообразные программы обучения — тренинги продаж, командообразования, управления временем, обучения резерва (перспективных специалистов). Соответственно, в тренинг-компаниях работают специалисты, которые умеют разрабатывать и проводить такие программы. Попасть на работу в тренинг-компанию довольно сложно — чтобы стать хорошим тренером нужно пройти серьезное обучение. Другой путь карьерного роста для тренера — наличие опыта в той сфере, в которой он хочет учить. Не случайно от тех, кто учит продажам, все чаще требуется опыт работы в сфере продаж. А лучшим тренером по командообразованию становится тот, которому хотя бы раз доводилось самому строить команду.

Работа тренер-менеджера принципиально отличается от работы специалиста по оценке персонала. Тренер сочетает в себе умение общаться, творческое мышление и способность быстро диагностировать особенности группы и ее отдельных участников.

Если несколько лет назад профессия тренинг-менеджера была одной из самых элитных, то теперь “верхушкой” стали консультанты – специалисты, которых часто называют коуч-консультантами (от английского couch – излагать, формулировать). Таких специалистов ценят за умение четко и ясно формулировать проблемы, ведь точная формулировка проблемы — важнейшее условие ее решения. Чтобы делать это качественно, консультант тренирует свою способность задавать вопросы, вырабатывать гипотезы и находить пути их проверки.

Консультанты

Консультанты, в первую очередь, обладают умением преподносить человеку новое знание в процессе проработки его опыта. Отсутствие стереотипов и ограниченности мышления — одно из важнейших качеств консультанта. Консультант должен хорошо знать не только психологию, но и экономику — специфику маркетинга в условиях России, технологии просчета экономических рисков, выгод и затрат. Если тренингам и отбору персонала можно научить, то консультированию научить достаточно сложно. Карьера консультанта — одна из самых сложных и многоступенчатых. Чтобы получить работу в консалтинговом агентстве, необходимо иметь опыт и тренера, и специалиста по оценке персонала, а также получить образование в области консультирования и экономики. Однако работа консультанта лучше всего отвечает современным требованиям развития организаций.

Кроме того, спрос на консультантов в нашей стране не так уж велик — многие не считают такую работу достаточно сложной и требующей высокой оплаты. Тем не менее, постепенно в России формируется спрос на организационное консультирование. Реальными потребителями таких услуг становятся некоммерческие организации и небольшие бизнес-структуры.

Многие организации вводят у себя должность специалиста по корпоративной культуре, отвечающего за согласованность управления организацией, способов ее рекламы, традиций. Эта работа требует от специалиста умения связывать разные события и явления в одно целое для объяснения причин трудностей и нахождения путей их решения. Например, на крупном заводе серьезной проблемой стало взаимодействие отдела маркетинга и отдела продаж — специалисты, которые должны вместе работать над улучшением сбыта продукции, доказывали друг другу кто из них лучше. Именно специалист по корпоративной культуре сумел выстроить программу развития взаимодействия двух отделов, основанную на принятии возможностей и ограничений каждого из подразделений.

Администраторы

Администратор часто соединяют в себе особенности всех предыдущих типов специальностей. Один из способов стать руководителем в области управления персоналом — это пройти путь от специалиста до начальника. Руководитель отдела персонала, директор по кадрам взаимодействуют со специалистами и менеджерами других подразделений по всем основным направлениям деятельности предприятия. Часто такие управленцы становятся заместителями руководителя организации, а это значит, что администратором становятся те, кто досконально знает производство, а потом получает специализацию в области управления персоналом. Другой способ — изначально готовить себя к работе управленца в области кадров. На многих факультетах права и государственного управления появилась специализация “управление персоналом”, которая изначально направлена на выпуск администраторов.

Базовые принципы

Склонность к междисциплинарному знанию. Специалист в области управления персоналом должен владеть знаниями и технологиями, которые относятся к:

  • праву (трудовой кодекс, умение составлять трудовые договора, вести документацию в соответствие с правилами и требованиями);
  • экономике (маркетинг, финансовое развитие организации);
  • социологии организаций (особенности развития организаций, методы социологических исследований);
  • психологии (поведение, мотивация).

Какие области надо знать?

Работа со словом, в том числе, умение ясно и доступно излагать результаты проведенного анализа — ведь отчеты, характеристики, программы тренингов обычно читают не специалисты в области управления персоналом, а руководители и сотрудники организаций, которые далеки от психологии, социологии и науки вообще. Поэтому кадровик должен уметь писать так, чтобы читающему было интересно и понятно.

Интерес к другим людям, в первую очередь, к их профессиональному развитию — еще одно обще требование к специалисту в области работы с персоналом. В фокусе внимания кадровика — понимание того, как человек становится профессионалом, в чем его сильные стороны, а в чем — слабые. Особенности профессионального поведения — весьма популярная область современных научных исследований, поэтому если вас привлекает не только практика, но и теория, работа с человеческими ресурсами может стать перспективным направлением для научных исследований.

Какую профессию в HR вы ни выбрали, наверняка не однажды вам придется быть для себя и диагностом, и консультантом, и тренером. Возможно, актуальностью таких знаний и объясняется тот факт, что в различные программы профессиональной подготовки часто включают курс, связанный с построением карьеры, развитием умений искать работу, содействием личностному росту. Такой опыт может оказаться полезным и значимым для преодоления трудностей профессионального становления и развития.