Реклама

Категория: Работа с людьми

Рекламы вокруг много. Проезжаем по городу - он завешан плакатами и заставлен билбордами; любое СМИ предлагает помимо собственных материалов огромное количество рекламных обращений.

В Интернете, в магазинах, на футболках и в салоне автобуса - чуть ли не однообразные призывы обратить внимание на продукт, магазин или услугу. Реклама не оставляет человека равнодушным. Люди могут ее ненавидеть или любить - но не замечать рекламу сегодня невозможно. О ее пользе говорят немногие, хотя что еще может помочь человеку ориентироваться среди той массы товаров и услуг, которые существуют сегодня? И, если саму рекламу не стоит игнорировать, то почему бы не поинтересоваться, что это такое? А еще интереснее, конечно, ее создавать. Для этого во многих вузах и открыта специальность под названием «Реклама».

Как строится работа

Создание рекламы - это не только написание ярких слоганов и изобретение интересных концепций. Такова лишь внешняя сторона работы, которую видим мы все. За результатом - качественной рекламой - стоит целая цепочка дел, начиная со знакомства с клиентом и его проблемой и заканчивая исследованием эффективности той или иной рекламной кампании. И в каждом из звеньев этой цепочки - свои интересные вопросы и проблемы. Чтобы их решить, нужно обладать фантазией и творческими способностями и иметь множество прочих навыков. В небольшом агентстве один человек может заниматься сразу несколькими направлениями, а в крупном бизнесе нужно множество узких специалистов. Копирайтер, социолог, дизайнер, менеджер проектов, медиабайер - каждый занимается своим делом. Все «рекламные» профессии можно разделить на три направления:

Творческое (копирайтеры, дизайнеры, креативные директора) занимается самим созданием рекламной продукции - плакатов, слоганов, текстов рекламных статей, сувениров, логотипов, элементов фирменного стиля.

Эти люди получают заказ от другого отдела рекламного агентства. Мы назовем тех, кто в нем работает, коммуникаторами. Именно они встречаются с заказчиком (порой и ищут его), составляют так называемый бриф - краткое изложение того, что нужно сделать. Иногда требуется просто рекламная продукция, а иногда - целая антикризисная программа. Другие менеджеры работают со СМИ, закупают рекламные площади (места на страницах газет, время на телевидении, плакаты в городе) - они и называются медиабайерами.

Чтобы определить, что именно нужно делать, как взаимодействовать с аудиторией, необходимо проводить аналитическую работу. Этим занимаются исследовательские агентства, а иногда соответствующие отделы в крупных рекламных агентствах: проводят социологические опросы, собирают фокус-группы, на которых тестируют рекламную продукцию, выявляют, какие доводы или эмоциональные импульсы могут убедить человека воспользоваться рекламным предложением. И во время рекламной кампании, и по ее окончании идет сбор данных, проверка информации, выявляются эффективные либо провальные методы.

Менеджер проекта

В каждой из этих ролей свое соотношение творчества и рутины.

Кажется, что работа копирайтера или дизайнера - одно сплошное творчество, но на самом деле это не так.

Дается очень точное задание, и результат должен максимально соответствовать тем требованиям, которые выдвигает заказчик. Поощряются красивые и необычные ходы, но они четко вписываются в рамки решения проблемы, поставленной в задании. Здесь очень ценится работа мысли, ведь сделать красивую картинку может каждый, а создать полезный для общей концепции проект - задача куда более сложная.

Со стороны можно подумать, что в работе исследователя, напротив, творчества почти нет. Ведь он работает с четко поставленными вопросами и готовит статистические отчеты. Но именно в постановке вопроса, в подходе к каждому человеку и, особенно, в оформлении готового анализа может открыться поле для фантазии. В рекламе в любой деятельности есть эти две составляющие - и не нужно бояться того, что они войдут в противоречие друг с другом.

Впрочем, почти каждый человек, связанный с рекламой, переживает кризис, связанный с тем, что его мысли и идеи ограничены заказом. Ничего страшного: многие из великих художников прошлого и настоящего тоже творили по заказу. Рекламные плакаты создавали Энди Уорхол и Маяковский, а ролики снимают и Дэвид Линч, и Гай Ричи. Каждый сам определяет, какое соотношение творчества и мастерства оказывается наиболее эффективным для него и для общего дела.

Есть устоявшиеся образы профессионалов. Например, сотрудника творческого отдела представляют себе фриком, менеджера по работе с клиентами - хозяином телефонной книжки с тысячью номеров, а менеджера по проектам - эдаким полководцем-стратегом, философски глядящим вдаль. Однако встречаются и совершенно противоположные типажи.

В создании рекламного сообщения принимает участие и технический персонал. Это сотрудники цехов по созданию рекламных плакатов, билбордов и сувенирной продукции, программисты, делающие сайты и баннеры, и другие.

Поймите, что значит жить рекламой

Многие путают рекламу с PR, маркетингом и другими смежными отраслями. Безусловно, они очень тесно связаны, но еще на первом курсе студент должен научиться отличать одно от других и четко понимать, чем именно он занимается. Любое средство общения с аудиторией с целью повышения успешности предприятия или человека может быть отнесено к маркетингу, ведь всё это происходит по законам рынка. Однако у рекламы есть своя специфика. Может показаться, что реклама - наиболее узкая сфера деятельности, но на самом деле это не так. Только изучая рекламу, вы сможете коснуться не одних лишь методов увеличения продаж или укрепления образа, но и объемного пласта культуры брендов. Анализ любой рекламы похож на работу кинокритика или профессионального театрального рецензента. Он одновременно крайне практичен (ведь рекламист разбирается в том, насколько средства соответствуют цели) и очень интересен (ведь мы работаем с произведениями, которые отчасти можно назвать искусством).

Впрочем, реклама не является искусством в привычном нам понимании, не является она и наукой. Однако отдельные продукты можно рассматривать как художественные произведения, а научная деятельность студента этой специальности может оказаться очень интересной и востребованной. Можно изучать рекламу как феномен в обществе, можно посвятить себя анализу наиболее перспективных методов или заняться прогнозированием будущего рекламы. В таком случае научному сотруднику или преподавателю есть резон совмещать свою деятельность и с бизнес-консалтингом: ведь, когда компания выходит на качественно высокий уровень, нужно понимать, куда можно двигаться дальше, а это невозможно сделать без профессионального глубокого анализа.

Сегодня в России работа с рекламой только начинается. Юрий Грымов и Тимур Бекмамбетов, люди, которые создавали первые рекламные ролики и плакаты в современной России, - это ваши современники. Кафедры и факультеты, специализирующиеся на рекламе, еще очень молоды. С одной стороны, учиться и работать в такой момент весьма сложно: вы не будете уверены в том, что правильно, а что нет, методы обучения только формируются, а преподаватели порой представляют себе предмет по-разному, даже если трудятся на одной и той же кафедре. Но с другой стороны, именно в этот момент есть возможность оказаться у истоков нового направления. Открытия в области рекламы по-прежнему можно сравнить с открытием Америки: вроде бы это похоже на ту Индию, которую ожидал увидеть Колумб, но на самом деле - совсем иная страна.

Пока у молодого специалиста по рекламе есть возможность попробовать себя в разных областях. Захочет ли он заниматься созданием рекламных продуктов в российском отделении крупного агентства - или создаст свою фирму, будет ли проводить исследования и выдавать рекомендации фирмам, которые только начинают свою деятельность - или станет вести проекты новых компаний? Право выбора за ним самим. Если отказаться от бытового представления «мне нравится реклама, и я хочу ее делать», можно добиться успеха и найти себя в этой интересной специальности.