Юрист по авторскому праву

Категория: Юридические

Среди множества видов собственности, охраняемой законами, есть один, с которым почти каждый человек сталкивается в своей повседневной жизни -- и, даже сам того не ведая, претендует на нее. Ежедневно миллионы людей во всем мире читают книги, газеты и журналы, посещают музеи, ходят в кино и слушают музыку, работают в компьютерных программах, сидят в Интернете, смотрят рекламу и пользуются достижениями науки. Всё это, а также товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели, знаки обслуживания являются объектами чужой интеллектуальной собственности.

Воздушные замки

Если собственность существует, она нуждается в защите. Но когда эта собственность интеллектуальная, она ведь невесомая -- амбарный замок на нее не повесишь. Как ее защитить?

Вы, наверное, обращали внимание на значки ©, а так же ™, ® -- они-то и являются такими «замочками».

Для тех, кого можно отнести к авторам или изобретателям, чья деятельность связана с творчеством, разработкой и внедрением инноваций, гарантией прав является Закон об интеллектуальной собственности. Наши «замочки», будучи «навешенными» в начале книги или возле логотипа компании, говорят о том, что у идеи произведения есть хозяин и что его интересы находятся под охраной этого закона. Конечно, возможность поставить такой значок есть не всегда -- но это не значит, что музыкальные произведения, спектакли, живописные полотна, архитектурные сооружения лишены защиты (даже египетские пирамиды с недавних пор включены в список объектов интеллектуальной собственности Египта).

Законы разных стран имеют разные нюансы, но задача здесь одна -- решить проблему разумного сочетания интересов правообладателя (будь то автор или, если вопрос касается промышленной собственности, предприятие, завод, концерн и т. д.) с возможностью использования произведения или продукта обществом. Его функция - защита произведения от несанкционированного копирования и тиражирования.

Соблюдение этих прав не всегда связано с прямой финансовой выгодой и возможностью заработать на произведении. Так, например кубинский фотограф Альберто Корда, сделав в 1960 году фотографию Че Гевары (сейчас ее можно сделать используя выездную фотопечать от Видеоглобал), разрешил всем желающим использовать ее бесплатно -- однако именно на основании своих авторских прав он запретил производителям водки Smirnoff использовать знаменитый фотопортрет для рекламы алкоголя.

Споры с пиратами

Самая первая, можно сказать древняя, форма интеллектуальной собственности -- это авторское право. В Средние века не существовало проблемы авторства как такового: человек воспринимался лишь как случайный посредник, воплощающий Божью мысль в материальную форму. Соответственно, автором такой человек считаться не мог - и ценился обществом только как умелый ремесленник. Однако в Новое время отношение к автору изменилось, а с распространением книгопечатания появилась и потребность в определении прав автора и полномочий издателя. Так, в 1709 году в Англии появился первый нормативный акт, фиксирующий права автора - так называемый «Устав королевы Анны».

Выступление в зале судаХарактерный прецедент, повлиявший на дальнейшую судьбу представлений об авторстве, произошел в 1853 году в США: суд отклонил иск известной писательницы Гарриет Бичер-Стоу к издателю, который самовольно перевел ее книгу «Хижина дяди Тома» на немецкий язык. Таким образом, права переводчика были приравнены к правам автора.

Авторское право на протяжении всей своей истории постоянно расширялось за счет подобных прецедентов. Скажем, фотография, возникшая как чисто технический «фокус» в первой половине XIX века, уже к началу XX века превратилась в искусство, и фотографы в долгих судебных тяжбах отстояли право считаться авторами. Но не успели стихнуть еще споры о фотографии, как суды начали атаковать кинематографисты, требуя зафиксировать в отдельной строке закона и их права.

Принятая в 1886 году в Берне международная конвенция «Об охране литературных и художественных произведений» сегодня претерпела уже четыре серьезные редакции. Жизнь не стоит на месте, новые технологии меняют общество -- и законы вынуждены меняться вместе с ним. Самой актуальной проблемой сегодня является авторское право в Интернете. Рано или поздно любая книга, любой фильм или музыкальная композиция оказывается доступной миллионам пользователей. Теперь, когда копирование производится при помощи нескольких кликов «мышки» и цифровые потоки разносят некогда редкую информацию по всем уголкам мира, прежние принципы защиты авторских прав неизбежно уходят в прошлое. И какие бы грозные слова ни произносили поборники классических норм и порядков, факты всё равно говорят громче. Простой пример: за 2007 год из Интернета было скачано около 20 миллиардов музыкальных треков. Проконтролировать такой объем скачиваний не в состоянии ни один, даже самый крупный, лейбл. В ответ на это компании Warner, EMI, Universal и Sony BMG одна за другой отказались от контроля и защиты авторских прав на цифровые музыку и видео, распространяемые через Интернет. Теперь слово за юристами.

Автор, изобретатель или предприятие, чья деятельность связана с разработкой и внедрением инноваций, далеко не всегда имеют возможность самостоятельно отслеживать соблюдение своих прав. Речь идет уже о смежных правах. Самым ярким примером здесь может служить использование музыки в кафе и ресторанах -- обладатель прав на композицию не только не в состоянии находиться одновременно во всех местах, где могут исполнять его музыку, но даже заключение договора с каждым из подобных заведений не представляется возможным. Конечно, «обидеть художника может каждый», но на помощь в этом и подобных случаях приходят Российское авторское общество (РАО), другие авторско-правовые общества, литературные и литературно-драматические агентства, одна из целей деятельности которых -- ограждать автора от посягательств на его произведение и решать вопросы гонораров. Там можно найти юристов, чья специализация -- гражданское право, в частности авторское право и смежные права.

Очень большие деньги

Однако мы увлеклись авторским правом, забыв о том, что интеллектуальная собственность -- понятие куда более широкое. Поговорим о промышленной собственности и о проблемах, связанных с патентами.

Зачастую стоимость интеллектуальной собственности предприятия превосходит стоимость ее материального имущества. Интеллектуальный капитал компаний, деятельность которых связана с программным обеспечением, или научно-исследовательских институтов требует такой же усердной защиты, как и художественные произведения звукозаписывающих компаний и кинокомпаний. Изобретения, промышленные образцы, фирменные наименования, «ноу-хау», полезные модели, товарные знаки, программы, топологии интегральных схем -- всё это требует юридического признания собственной уникальности -- требует патентов.

Чтобы уяснить важность грамотной регистрации патента, достаточно вспомнить историю изобретения радио: русский ученый Александр Попов и итальянец Гульельмо Маркони каждый в своей лаборатории почти одновременно добились успеха в передаче волнового сигнала по воздуху. Однако Маркони успел запатентовать новинку раньше, чем... чем в России появились патентные бюро -- и формально изобретателем радио считается именно он. В итоге Попов -- герой местного значения, а Маркони -- нобелевский лауреат.

Теперь ситуация изменилась в корне, и Россия присоединилась к ряду международных конвенций о защите интеллектуальной собственности. В тоже время членство в серьезных международных организациях выдвигает и массу требований к качеству работы всех юридических контор, занимающихся интеллектуальной собственностью. Гарантом соблюдения международных норм является Патентное ведомство РФ (Роспатент), а на местах действуют аккредитованные в нем специалисты -- патентные поверенные.

Патентный поверенный полномочен представлять интересы физического или юридического лица в патентной палате РФ. Получить аттестацию патентного поверенного может любой гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование, не менее чем 4-летний стаж практической работы в области охраны промышленной собственности и успешно сдавший квалификационный экзамен в Роспатенте. Только патентный поверенный может качественно провести проверку товарного знака, торговой марки, изобретения «на чистоту»; составить заявку на регистрацию товарного знака с учетом интересов клиента, защитить знак от посягательств других лиц.

Под началом патентного поверенного проходит и другая важнейшая процедура -- оценка интеллектуальной собственности. Необходимость в оценке возникает при внесении объектов интеллектуальной собственности в уставной фонд предприятия, при совершении сделок купли-продажи бренда, а также при продаже лицензии на производство того или иного товара. Ну и, конечно, при определении размера ущерба, нанесенного правообладателю «пиратами».

Будни защитников

Книги об авторском правеВопросы, касающиеся интеллектуальной собственности, порой оказываются чрезвычайно сложными, и специалист в этой области юриспруденции должен обладать значительным багажом знаний и быть вполне культурно компетентным человеком.

В главе об авторском праве мы не зря говорили о спорных моментах. Юриспруденция как таковая существует из-за потребности людей спорить, оспаривать, отстаивать что-либо. Сфера интеллектуальной собственности не исключение. Вся практика юриста состоит из решения конфликтных ситуаций, а каждая ситуация уникальна и требует к себе индивидуального подхода. Конечно, прецеденты так или иначе можно типизировать, однако это не сильно облегчает задачу юриста -- типы эти плодятся гораздо быстрее, чем закон успевает на них отвечать. Так, исход каждого дела решает не простое механическое знание определенных юридических документов, а профессиональная компетенция юриста, которая складывается из ежедневной работы по отслеживанию новостей (кто, где и как провел определенный процесс -- и чем дело кончилось), систематизации и анализа этих крупиц.

Хороший пример запутанного дела -- недавняя история со всенародным (а теперь и международным) любимцем -- Чебурашкой. Суть спора заключалась в том, кто является «родителем» Чебурашки -- поэт Эдуард Успенский, придумавший ушастый образ, или художник Леонид Шварц, который нарисовал мультипликационного персонажа. Адвокатам Успенского удалось опровергнуть расхожее мнение о том, что строка в титрах закрепляет мультипликационного персонажа за художником.

Будни юриста, специализирующегося на интеллектуальной собственности, -- это кропотливый, зачастую рутинный труд, состоящий из писания бумаг, составления договоров, писем, исков, жалоб, беготни по судам. К тому же специфические клиенты -- собственно авторы -- как правило, очень далеки от буквы закона, зато импульсивны, эмоциональны и требуют от юриста особого терпения.

Подытоживая: рутина, сложности и препоны -- это 99% работы. Оставшийся 1% -- это та вишенка, за которую и работает юрист: красивая победа в суде! 

Максим Лабзин, патентный поверенный РФ, юридическая фирма «Лабзин и партнеры»: Действия по юридической защите интеллектуальной собственности могут быть разными, но все они, как правило, не терпят отлагательства. Ведь мы подаем много заявок на выдачу патентов и регистрацию товарных знаков, и очень часто у разных лиц бывают совпадения в придуманных объектах. А кто из претендентов подаст заявку первым, тот и получит правовую охрану. Поэтому мы должны выполнить свою работу как можно быстрее.

В процессе оформления прав юридические вопросы о порядке действий и способах защиты интересов наших доверителей уже не возникают: накоплен большой опыт, одни и те же положения законодательства перечитаны десятки раз. Но поскольку каждое изобретение, каждый товарный знак являются новыми, мы должны вникнуть в ту сферу, которой занимается наш доверитель. Когда речь идет об изобретении, то мы должны понять, что он изобрел и что в этом нового, сравнить с уже известными решениями и сформулировать самую суть придуманного. Иногда приходится привлекать специалистов в данной области технических знаний.

Когда речь идет о товарном знаке, то мы должны понять, в какой сфере деятельности он будет использоваться, для каких товаров и услуг - и соотнести их с универсальными терминами из международной классификации (иногда бывают очень редкие товары), а также сравнить данный товарный знак с чужими товарными знаками, обнаруженными при поиске. Такое сравнение - наиболее часто ставящаяся перед нами задача. Мы, по сути, предлагаем ответ на вопрос: перепутают ли потребители товары, которые будут обозначаться сравниваемыми знаками, смогут ли разобраться, что это товары разных производителей - или подумают, что они выпускаются одним и тем же предприятием. Если могут перепутать (например, Adidas и Abibas), значит, есть нарушение прав на товарный знак, контрафакция.

Тот же вопрос очень часто ставится и перед судами. Защита уже нарушенных прав -- это особый вид работы. Здесь юрист должен, как правило, до суда направить нарушителю такое письмо, чтобы тот понял бесперспективность дальнейшего сопротивления и согласился бы выполнить хотя бы часть требований добровольно. А если такое письмо и переговоры не дают результата, то самое главное -- предугадать все возможные возражения оппонента и с учетом этого сформулировать правовую позицию, собрать необходимые доказательства. Суд не удовлетворит недостаточно обоснованные требования без убедительных доказательств того, что ответчик действительно совершал те действия, на которые указывает истец. Ну а если юрист защищает ответчика, то требуется найти самые слабые моменты иска и приложить все усилия, чтобы вызвать сомнения у судьи. Однако нельзя пытаться доказывать недоказуемое. Конечно, в судах очень интересно работать. Приведу юмористическую рекомендацию о том, как себя вести в судебном деле: «Если в вашу пользу говорят факты, то напирайте на факты, если закон, то напирайте на закон, а если ничего, то напирайте на стол». Бывает сложно обосновать убытки или добиться достаточно большой компенсации, поскольку доказательства объемов нарушения очень часто недоступны…

Ну а когда мы трудимся над подготовкой договоров, то самое главное -- понять и отразить волю сторон. Нельзя злоупотреблять формами, «рыбами» договоров. Иногда это мешает выполнению конкретных задач.