Специальность "Дефектология"

Код:
5В010500
Профильные предметы:
Биология, География
Наравление:

Перечень квалификаций и должностей

Выпускнику бакалавриата по специальности 5В010500 – Дефектология присуждается академическая степень бакалавр дефектологии. 
Квалификации и должности определяются в соответствии с «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 22.11.2002 г., № 273-П. 
Рекомендуемый УМО по специальности 5В010500 – Дефектология перечень квалификаций: 
5В010500 01 – олигофренопедагог, учитель начальных, средних, старших классов вспомогательных школ; 
5В010500 02 – сурдопедагог, учитель начальных классов школ для детей с нарушениями слуха, учитель по слуховой работе; 
5В010500 03 – логопед дошкольных и школьных учреждений; 
5В010500 04 – тифлопедагог, учитель начальных классов школ для детей с нарушениями зрения; 
5В010500 05 – учитель КРО, учитель начальных классов школ для детей с ЗПР, учитель коррекционного обучения в общеобразовательных школах; 
5В010500 06 – педагог дошкольных специальных учреждений для детей с нарушениями интеллекта; 
5В010500 07 – педагог дошкольных специальных учреждений для детей с нарушениями слуха; 
5В010500 08 – педагог дошкольных специальных учреждений для детей с нарушениями зрения; 
5В010500 09 – специалист по раннему вмешательству.

Квалификационная характеристика бакалавра специальности 5В010500 – Дефектология

Сфера профессиональной деятельности 
Коррекционно-образовательный, воспитательный процесс в специальных образовательных школьных и дошкольных учреждениях (для детей с интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха, зрения, речи и опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития) и др. 
 

Объекты профессиональной деятельности 
Объектами профессиональной деятельности выпускника-дефектолога являются государственные и частные общеобразовательные, специальные дошкольные и школьные учреждения, реабилитационные центры, кабинеты коррекции, ПМПК, кабинеты раннего вмешательства; учреждения социальной защиты и здравоохранения; научно-исследовательские организации. 
 

Предметы профессиональной деятельности 
Предметы профессиональной деятельности – это цели, задачи, содержание, методы и формы организации специального обучения, воспитания, развития, коррекции; результаты и пути реализации требований Государственной программы развития образования Республики Казахстан и Закона “О социальной медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями”. 
 

Виды профессиональной деятельности 
Бакалавры по специальности 5В010500 – Дефектология могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности: 

- организационно-технологическая (подбор и реализация различных методик обучения и воспитания детей с различными видами нарушений в развитии); 
- производственно-управленческая (методист-дефектолог, руководитель специальных дошкольных и школьных учреждений); 
- проектная (адаптация общеобразовательных учебных программ к конкретному типу специальных организаций образования; разработка и осуществление планов учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей помощи детям с различными видами нарушений в развитии); 
- научно-исследовательская (исследование особенностей процесса обучения, воспитания, развития и коррекции детей с ОВ); 
- педагогическая (в зависимости от выбранной специальности: олигофренопедагог, сурдопедагог, логопед, тифлопедагог, специальный дошкольный педагог); 
- консультативно-диагностическая (диагностика детей с ОВ, консультативно-методическая работа с педагогами и родителями, имеющими детей с ОВ). 
 

Функции профессиональной деятельности 
Функции профессиональной деятельности: 

- организация учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы, социальной адаптации и интеграции детей с ОВ; 
- организация обучения и воспитания, коррекции, реабилитации и адаптации детей дошкольного возраста с ОВ; 
- организация коррекционно-педагогического процесса в общеобразовательных школах (классы выравнивания, классы коррекционно-компенсирующего обучения); 
- организация медико-педагогической, коррекционной поддержки детей раннего возраста с ОВ. 
 

Типовые задачи профессиональной деятельности 
- выполнение социального заказа общества по повышению качества специального образования; 
- повышение уровня специального образования в соответствии с требованиями отечественных и мировых стандартов; 
- овладение передовыми технологиями специального образования и внедрение их в практическую деятельность; 
- осуществление коррекционно-педагогического процесса в специальных дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта, 
зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата и ЗПР; 
- пропаганда дефектологических знаний. 
 

Направление профессиональной деятельности 
Основные направления профессиональной деятельности:
- обучение и воспитание, коррекция и развитие детей с ограниченными возможностями;
- реализация Концепции образования и Закона «О социальной медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»;
- повышение научно-теоретических знаний и профессиональной квалификации;
- участие в различных конференциях; изучение, обобщение передового педагогического опыта; изучение и внедрение новых педагогических технологий. 
 

Содержание профессиональной деятельности 
Содержание профессиональной деятельности бакалавра дефектологии (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога, логопеда, учителя КРО, педагога специальных дошкольных учреждений, специалиста по раннему вмешательству ) включает:
- диагностическую, консультативно-методическую и профилактическую работу;
- организацию учебно-воспитательного и коррекционного процесса в специальных учреждениях образования в соответствии с требованиями науки и практики;
- работу с родителями, имеющими детей с нарушениями в развитии;
- работу по обмену опытом с отечественными и зарубежными коллегами, реализацию целей и задач Государственной программы развития образования и Закона РК “О социальной медико-педагогической и коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями”. 
 

Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 5В010500 – Дефектология 
Бакалавр дефектологии должен:

- быть компетентным в решении задач в области обучения, воспитания, коррекции, абилитации и реабилитации, социальной адаптации, интеграции детей с ОВ в соответствии с современными требованиями науки и практики;

- иметь представление об основных общетеоретических дисциплинах в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, о дисциплинах, изучающих общие основы детской, возрастной и педагогической психологии, общей и специальной отечественной и мировой педагогики, об этиологии, механизмах, симптоматике различных отклонений в развитии; 

- знать принципы, методы, пути, формы, содержание коррекционно-развивающего обучения, воспитания и возможные пути социальной адаптации, трудовой реабилитации, интеграции в общество детей с особыми потребностями; нормативно-правовые основы специального образования; 

- уметь применять теоретические знания при решении учебно-воспитательных, коррекционно-развивающих задач, с учетом возрастных, индивидуально-типологических особенностей, глубины и структуры дефекта детей; 

- иметь навыки по разработке и реализации проекта учебно-воспитательного, коррекционно-развивающего процессов в специальных учреждения образования;

- быть компетентным в постановке и решении проблем, связанных с организацией учебно-воспитательных, коррекционно-развивающих процессов в специальных учреждениях образования в соответствии с современными требованиями науки и практики.



Связанные Профессии