Специальность "География"

Код:
5В060900
Профильные предметы:
География, Математика

Перечень квалификаций и должностей

Выпускнику по специальности 050609 – География присваивается академическая степень – бакалавр географии. 
Бакалавр географии может занимать должности, требующие высшего профессионального образования, согласно действующему законодательству Республики Казахстан: инженера лаборанта, инженера по охране окружающей среды, экскурсовода, а также должности относящиеся к педагогической деятельности в колледжах, общеобразовательных организациях и организациях среднего профессионального образования, менеджера и др. 
Квалификации и должности выпускника определяются в соответствии с «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденных приказом министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 22.11.2002 г. № 273-П.

Квалификационная характеристика бакалавра специальности 050609 – География

Сфера профессиональной деятельности. 
Сферой профессиональной деятельности бакалавра по специальности 050609 – География являются следующие направления: 
- проектно-изыскательские исследования; 
- фундаментальные и прикладные научные и географические проекты; 
- участие в работе органов охраны природы и управления природопользованием; 
- эколого-географический мониторинг окружающей среды; 
- предоставление образовательных, туристических и др. услуг. 
Объекты профессиональной деятельности. 
Объектами профессиональной деятельности бакалавра географии являются: 
- проектные, изыскательские, научно-исследовательские институты, бюро, туристские фирмы и др.; 
- органы охраны природы и управления природопользованием Министерства охраны окружающей среды (МООС) им др.; 
- общеобразовательные и профессиональные учебные заведения и др. 
Предметы профессиональной деятельности бакалавра по специальности 050609 – География: 
- географическая оболочка, ее строение, функционирование и развитие; 
- природные, природно-антропогенные, экономические и территориально-производственные системы на глобальном, региональном и локальном уровнях; 
- тематическое картографирование природы, социально-экономических процессов и явлений. 
Виды профессиональной деятельности. 
Бакалавры по специальности 050609 – География могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности: 
- образовательную (педагогическую); 
- научно-исследовательскую; 
- проектно-производственную; 
- природоохранную; 
- туристско-рекреационную; 
Конкретное содержание профессиональной подготовки определяется образовательной программой вуза. 
Функции профессиональной деятельности. 
Бакалавр по специальности 050609 – География выполняет следующие функции: 
- оказание помощи в организации учебного процесса в организациях образования; 
- контролирование выполнения типовых учебных планов, составленных согласно государственному стандарту образования в общеобразовательных школах; 
- обеспечение высокого уровня знаний по учебной дисциплине «География» у учащихся средних школ; 
- участие в разработке учебных программ по географии и экологии; 
- подготовка к изданию учебных пособий; 
- проведение топографо-картографических съемок; 
- проведение комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных географических проблем и разработке рекомендаций по их разрешению; 
- проектирование типовых природоохранных мероприятий. 
Типовые задачи профессиональной деятельности: 
- изучение физико-географических характеристик природной среды; 
- исследование пространственно-временных закономерностей природнотерриториальных комплексов; 
- изучение социально-экономических характеристик территориальной организации общества; 
- исследование особенностей расселения населения сельской местности и урбанизированных территорий; 
- прогнозирование состояния природных и социально-экономических систем на ближайшую и отдаленную перспективу. 
Направления профессиональной деятельности. 
Деятельность выпускника осуществляется в соответствии с полученной квалификацией и профильной специализацией географического и природоохранного направления. 
Содержание профессиональной деятельности: 
- социально-экономическую работу в качестве сотрудников отделов, лабораторий, членов экспедиций производственных организаций геолого-географического, экономико-географического и экологического профиля, специалистов по региональному прогнозированию и управлению; 
- координационную в качестве редакторов-картографов; 
- консультационную работу в качестве экспертов природоохранных советов; 
- образовательно-педагогическую работу в качестве преподавателей географии в средних профессиональных учебных заведениях, колледжах и гимназиях; 
- научно-исследовательскую работу в качестве научных сотрудников, ведущих инженеров в научно-исследовательских институтах, академических институтах, проектных и научно-производственных организациях. 
Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 050609 – География 
С учетом требовании рынка труда и работодателей бакалавр географии должен 
иметь представление: 
- об основных закономерностях развития природы и общества; 
- о влиянии деятельности человека на окружающую среду; 
- о принципах охраны природы и рационального природопользования; 
знать: 
- основные понятия, термины и категории географической науки; 
- строение, возраст, генезис рельефа; 
- основные закономерности радиационного и теплового режима атмосферы земного шара; 
- структуру водных объектов земного шара, закономерности их формирования и трансформации речного стока; 
- важнейшие зонально-региональные особенности фауны и флоры мира; 
- сущность почвообразовательного процесса, классификацию почв и географические закономерности распределения основных почвенных типов; 
- основные концепции и теории экономической, социальной и политической географии; 
- географические закономерности развития и размещения территориальных социально-экономических систем;
 - демографические, социальные и экономические тенденции развития современного мирового сообщества; 
- знать закономерности эволюции, воспроизводства и территориальной организации населения, 
- закономерности формирования пространственных хозяйственных структур и территориальных форм организации жизни общества на локальном, региональном, национальном и глобальном уровнях; 
уметь: 
- оценить влияние рельефа на хозяйственную деятельность человека и его здоровье; 
- выполнять климатологический анализ метеорологических данных; 
- оценить составляющие водного баланса, производить необходимые гидрометрические измерения; 
- выполнять авторские разработки тематических карт, ориентироваться в современных картографических фондах и извлекать из них необходимую информацию; 
- выявлять и анализировать современные демографические, этнические и геополитические проблемы; 
- анализировать географическую специфику локальных, региональных и глобальных проблем современности; 
- применять полученные знания и умения, использовать лабораторное оборудование для решения практических, методических и информационно-поисковых задач; 
иметь навыки в: 
- организации географического мониторинга; 
- проведении полевых географических исследований; 
- выявлении и диагностике проблем охраны природы и систем взаимодействия общества и природы; 
- проведении типовых природоохранных мероприятий; 
- разработке практических рекомендаций по сохранению природной среды; 
- понимании специфики географических основ градостроительной политики и в регулировании развития городов; 
- организации учебной и воспитательной работы в средних и общеобразовательных школах; 
- иметь навыки владения современными информационными технологиями; 
быть компетентным в: 
- анализе частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов и в управлении природопользованием; 
- обеспечении экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности; 
- организации учебного процесса в общеобразовательной школе и в средних профессиональных учебных заведениях.