Специальность "Химия"

Код:
5В011200
Профильные предметы:
Биология, Химия
Наравление:

Перечень квалификаций и должностей

Выпускнику по специальности 5В011200-Химия присваивается академическая степень Бакалавр химии. Бакалавр химии является специалистом среднего звена и может занимать следующие должности: 
- старший лаборант, лаборант, специалист в научно-исследовательских организациях химического и педагогического профилей и др.; 
- преподаватель химии, директор, заместитель директора по научной, по учебной и учебно-воспитательной работе, руководитель творческой мастерской, руководитель кружка, старший воспитатель, воспитатель, старший вожатый и другие должности, приравненные к педагогическим работникам в учебно-воспитательных организациях и организациях общего среднего образования, профессионально-технического образования, среднего профессионального образования, а также внешкольных организациях и организациях дополнительного образования и воспитания и др. Квалификация и должности выпускника определяются в соответствии с "Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих", утвержденных приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 22.11.2002 г., №273-П.

Квалификационная характеристика бакалавра специальности 5В011200 -Химия

Сфера профессиональной деятельности 
Сферой деятельности Бакалавра химии является химическая наука, химическая промышленность и область химического образования. 
 

Объекты профессиональной деятельности 
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются организации и учреждения общего среднего образования, профессионально-технического образования, среднего профессионального образования, а также внешкольных организациях и организациях дополнительного образования и воспитания. 
 

Предметы профессиональной деятельности 
Предметами профессиональной деятельности бакалавра являются учебно-воспитательный процесс в учебно-воспитательных организациях и организациях общего среднего образования, профессионально-технического образования, среднего профессионального образования, а также внешкольных организациях и организациях дополнительного образования и воспитания. 
 

Виды профессиональной деятельности 
Бакалавры по специальности 5В011200-Химия могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности в учебно-воспитательных организациях общего среднего образования, профессионально-технического образования, среднего профессионального образования, а также внешкольных организациях и организациях дополнительного образования и воспитания: 
- диагностическая; 
- образовательная (педагогическая); 
- проектная; 
- научно-исследовательская; 
- производственно-управленческая; 
- организационно-технологическая; 
- ориентационно-прогностическая; 
- информационно-объяснительская; 
- коммуникативно-стимулирующая; 
- аналитико-оценочная. 
 

Функции профессиональной деятельности 
Бакалавр по специальности 5В011200 - Химия может выполнять следующие функции профессиональной деятельности: педагогическую, научно-методическую и организационно-управленческую. 
 

Типовые задачи профессиональной деятельности 
- ознакомление учащихся с многообразием и единством веществ и химических явлений, их значением в природе и жизни человека; 
- формирование системы химических понятий во взаимосвязи друг с другом; 
- ознакомление с методами познания природы, общими для естественных наук; 
- формирование и развитие интереса к химии и склонностей к определенным ее областям; 
- формирование необходимых в повседневной жизни навыков безопасного обращения с веществами; 
- воспитание ценностного отношения к природе, здоровью человека; 
- развитие способностей критически осмысливать полученную информацию; 
- мотивация на обучение в течение всей жизни. 
 

Направления профессиональной деятельности 
Деятельность направлена на планирование, организацию и управление учебной и поисковой деятельности обучающихся в области химии. Сбор и анализ учебных материалов для проведения уроков и внеурочных занятий по химии для организаций воспитательных мероприятий, усиливающих социализирующий потенциал учебного предмета. 
 

Содержание профессиональной деятельности 
- проведение урока, лабораторных и практических занятий; 
- подготовка и проведение демонстрационных опытов; 
- проведение текущего, рубежного и итогового контроля успеваемости и составление комплектов заданий к ним; 
- подготовка и проведение химических олимпиад и научных конкурсов всех уровней; 
- проведение факультативных занятий; 
- проведение учебных экскурсий на промышленные предприятия и непроизводственные объекты; 
- организация и ведение кружков по химии; 
- поиск научно-педагогической информации; 
- проведение занятий в системе дополнительного образования. 
 

Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 5В011200 - Химия 
Выпускник бакалавриата должен 
иметь представление: 
- в области гуманитарных и социально-экономических наук; 
- о современном состоянии науки и техники в мире и в РК; 
- о новых педагогических технологиях за рубежом и в РК; 
- о принципах дистанционного обучения; 
- о влиянии глобализации на уровень образования членов общества; 
знать: 
- о содержании нормативно-правовой базы системы образования Республики Казахстан (законов, концепций, международных соглашений, стандартов, инструкций, правил и т.д.); 
- требования обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по химии; 
- структуру и содержание школьного химического образования (пропедевтическая, обязательная и профильная подготовка по химии); 
- требования к уровню подготовки выпускников в учебно-воспитательных организациях общего среднего образования, профессионально-технического образования и среднего профессионального образования (по каждому профилю); 
- системы и критерии оценок при различных образовательных технологиях, применяемых в данной организации образования; 
- в объеме, предусмотренном государственным общеобязательным стандартом образования по данной специальности систему знаний по предметам, включенных в циклы общеобразовательных дисциплин, базовых дисциплин и профилирующих дисциплин; 
- в объеме, предусмотренном государственным общеобязательным стандартом образования по данной специальности неорганическую химию, аналитическую химию, органическую химию, физическую химию, коллоидную химию, химию высокомолекулярных соединений, химическую технологию, химическую физику; 
- права и обязанности учащихся и учителя химии (или других занимаемых должностей); 
- правила техники безопасности при работе в кабинетах химии и методы оказания первой помощи при несчастных случаях; 
- структуры систем научно-педагогической информации РК и развитых зарубежных государств; 
- основы общей и практической психологии и педагогики; 
- местонахождения полезных ископаемых на территории РК; 
- важнейшие металлургические и химические производства, расположенные на территории РК и их основные продукции; 
- основные этапы развития химии; 
- вклад выдающихся ученых мира и РК в развитие химии; 
уметь: 
- объяснять основные понятия, законы и теории химии; 
- вести лабораторные и практические занятия по химии; 
- ставить демонстрационные опыты по химии и их прокомментировать; 
- решать задачи по химии, предусмотренные школьной программой; 
- решать задачи обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета химии; 
- использовать в практической деятельности основные достижения методики обучения химии; 
- применять современные технологии обучения в учебно-воспитательном процессе, в том числе, информационные; 
- поурочно планировать весь учебный материал и результаты обучения; 
- вести поиск научно-технической и научно-педагогической информации на традиционных носителях и с помощью глобальной сети Интернет; 
- реализовать политику государства в области образования; 
- мотивировать учащихся на самопознание, самообразование, самовоспитание и саморазвитие в течение всей жизни; 
иметь навыки: 
- работы со средствами обучения химии; 
- работы с учебным оборудованием и техническими средствами, имеющееся в школьном кабинете химии, включая мультимедийные системы; 
- работы на компьютере с помощью современных программных продуктов; 
быть компетентным: 
в области неорганической, аналитической, органической, физической, коллоидной, экологической химии, химической технологии, химической физики, катализ по специальности 5В011200 Химия: 
- обладают основными знаниями психолого-педагогического профиля и способны использовать их в современных учебных заведениях, выполняя должность учителя-предметника в основной и профильной ступенях общеобразовательной школы РК с одновременным выполнением ответственности за работу химического кабинета и химической лаборатории; 
- способны руководствоваться в своей деятельности основополагающими государственными документами и нормативно-правовыми актами РК по управлению, организации и контролю учебным процессом в средних школах страны; 
- обладают всеми главными профессиональными качествами, предъявляемыми для работы в качестве учителя общеобразовательных школ РК, отвечает всем современным требованиям, предъявляемым к ним со стороны работодателей; 
- владеют основными химическими законами, закономерностями и теориями, а также современными технологиями для объяснения и использования в реальных химических процессах, встречающихся в учебном процессе; 
- применяют экспериментальные расчетные методы для решения различных практико-ориентированных заданий научно-лабораторного и учебного характера; 
- профессионально используют химические знания для безопасного обращения с химическими веществами в лаборатории и учебных классах; 
- выявляют и понимают экологические проблемы бытового и учебного характера и предлагают оптимальные пути охраны и защиты людей; 
- предлагают разнообразные варианты для улучшения окружающей среды; 
- самостоятельно ведут научный поиск необходимой новой информации о химических веществах и процессах для целенаправленного использования их в учебных и научных целях.



Связанные Профессии