Специальность "Культурология"

Код:
5В020400
Профильные предметы:
История мира, Иностранный язык

Перечень квалификаций и должностей

Выпускнику бакалавриата по специальности 5В020400 - Культурология присваивается академическая степень бакалавр культурологии. Квалификация и должности выпускника по специальности 5В020400 - Культурология определяются в соответствии с «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих» утвержденным приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 22.11.2002 г. № 273-П.
 Выпускник может занимать следующие должности: 
преподаватель культурологии в учебных заведениях общего и среднего профессионального образования (школа, колледж, лицей); 
- референт, эксперт, сотрудник специализированных структур органов внутренних дел и национальной безопасности; 
- работник культурно-просветительских организаций; обозреватель культурных процессов в системе СМИ; 
- эксперт по оценке культурных ценностей; консультант в области культурной деятельности; 
- имиджеолог; специалист по связям с общественностью, специалист по культурной политике и др.

Квалификационная характеристика бакалавра специальности 5В020400 – Культурология

Сфера профессиональной деятельности 
Деятельность специалиста ориентирована на научное исследование динамики культуры, проявляющейся в различных сферах общества и социальных институтов, на обеспечение деятельности органов управления в системе государственной власти, в общественных организациях и неправительственных структурах, на повышение образовательного и воспитательного потенциала учащейся молодежи системы общего среднего образования, проявляющегося в готовности к непрерывному обучению, приобретению новых знаний, принятию самостоятельных решений, умению сделать свой труд одним из жизненных интересов 
 

Объекты профессиональной деятельности. 
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются 
- научно-исследовательские организации любых форм собственности; 
- республиканские, областные государственные и муниципальные органы; 
- средства массовой информации; 
- учебно-воспитательные заведения всех форм собственности; 
- экспертно-консультативные советы; 
- общественные и культурно-массовые организации и др. 
 

Предметы профессиональной деятельности 
Предметами профессиональной деятельности являются процессы социокультурной жизни общества, проблемы взаимодействия различных этнокультур, социально-культурных институтов, тесно связанных с функционированием мировоззрения, культуры и науки, а также анализ и прогнозирование развития культуры и общества, исследование и диагностика проблем связанных с культурой. 
 

Виды профессиональной деятельности 
Бакалавры по специальности 5В020400 – Культурология могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности: 
- производственно-управленческая; 
- научно-исследовательская; 
- образовательная (педагогическая) и культурно-просветительская; 
- экспертно-консультационная деятельность; 
- социально-коррекционная. 
 

Функции профессиональной деятельности 
Выпускник по специальности 5В020400 – Культурология должен быть подготовлен к выполнению следующих функциональных обязанностей: 
- оказывать помощь государственным, общественным, культурно-массовым структурам; 
- осуществлять образовательную, научно-исследовательскую, научно-методическую деятельность; 
- готовить специалистов с инновационным типом мышления, обладающих широким кругозором, активной гражданской позицией; 
- обеспечивать высокий уровень качества работы в занимаемой сфере деятельности; 
- организовать учебно-воспитательную, культурно-массовую работу. 
 

Типовые задачи профессиональной деятельности 
Типовыми задачами профессиональной деятельности являются: 
- совершенствование интеллектуального и художественно-эстетического потенциала практических работников культуры; 
- обеспечение эффективности прогнозирования и мониторинга культурного процесса; 
- планирование процесса овладения гуманитарной культурой, этическими и правовыми нормами, регулирующими отношение к человеку, обществу, окружающей среде; 
- совершенствование и формирование творческого мышления, основанного на умении на научной основе находить и перерабатывать информацию, целесообразно организовывать свои интеллектуальные ресурсы, постоянно приобретать новые знания; 
- улучшение и приобретение практических умений, необходимых для непосредственной социогуманитарной деятельности: контактности, толерантности, коммуникабельности, аналитичности, мониторинга культурных изменений; 
- повышение эффективности получения полноценного и качественного профессионального образования, профессиональной компетентности в области современной социогуманитарной науки и деятельности. 
 

Направления профессиональной деятельности 
Направление профессиональной деятельности по специальности 5В020400 
- Культурология нацелена на реализацию культурных ценностей и норм в различных сферах жизни общества и обеспечение современного понимания культуры как единого, сложного многовекового организма в ее преемственности, осмысление ее судеб во всей множественности, уникальности и несхожести. 
 

Содержание профессиональной деятельности: 
- организационно-управленческая – менеджмент в сфере культуры; 
- научно-исследовательская – исследование проблем культуры; 
- образовательная – преподавание и просветительская деятельность в области культуры; 
- эксперт-консультационная – проведение мониторинга культурной деятельности и экспертизы ценностей культуры; 
 

Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 5В020400 – Культурология. 
бакалавр должен: 
иметь представление: 
- о процессах и явлениях, происходящих в современной культуре, понимать возможности научных методов познания, владеть этими методами и использовать их в ходе профессиональной деятельности; 
- о месте и роли информационных технологий в науке и современном образовании; 
- о предметной, мировоззренческой, методологической специфике гуманитарных, естественных, технических наук; 
знать: 
- предмет, методы культурологии, место культурологии в системе гуманитарных и общественных наук, структуру культурологии, историю и содержание как мировой так и казахской культуры, становление и развитие культурологии; 
- основные концепции культуры представителей мировой культурологической мысли, культурологические школы и направления; 
- культурно-историческую периодизацию и типологические концепции культуры; 
- философию культуры, основные направления и представителей; 
- связь культурологии с философией и ее проблемами; 
- новейшие стратегии культур-философских теорий; 
- соотношение культуры и науки, особенности выражения в культуре знаний о человеке, обществе и мире; 
- содержание и формы религии как формы культуры: культов, институтов, мировых и региональных религий, тенденций изменения в современных религиях, историю религий и концессий в Казахстане; 
- целостное представление о тенденциях изменений культуры в современном мире, о процессах модернизации, глобализации; 
уметь: 
- решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в перечне квалификаций и должностей настоящего государственного образовательного стандарта; 
- систематизировать свои познания смежных дисциплин и всего эмпирического материала, с которым он сталкивается в своей практической и познавательной деятельности; 
- оценивать отечественную культуру в контексте мировой культуры; 
- концептуализировать свое понимание актуальных проблем современной культуры; 
- анализировать общие и отдельные проблемы, связанные с вопросами культуры, культурологической практики и развитием данной отрасли знания с использованием различных методов исследования с применением новых технологий сбора, обработки и анализа информации; 
- поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; 
- в условиях быстрых изменений в технике, экономике, социальной жизни развивать в себе потребность непрерывного образования с целью приобретения новых знаний, способных вооружить навыками ситуационного управления; 
- использовать знания и навыки в своей профессиональной и социальной деятельности; 
- владеть практическими навыками преподавания культурологии в учебных заведениях среднего звена, новыми педагогическими технологиями образовательного процесса; 
иметь навыки: 
- осмысленно работать с любыми культурными текстами, интерпретировать и давать самостоятельную оценку культурным феноменам; 
- научно-исследовательской работы в аспекте поиска и разработки методологии культурфилософского анализа культуры и ее феноменов; 
быть компетентным: 
- в основных теоретических и практических подходах, описывающих и прогнозирующих феноменологию реальности, как формы актуального существования человека; 
- в вопросах законодательной, нормативно-правовой базы в области культуры; 
- в основных вопросах организации, совершенствовании и управления культурологическими исследованиями, содержания, методов и технологий обучения дисциплине, перевода научной литературы; 
- используя культурологические знания в прикладных целях, соответствовать требованиям профессиональной компетентности специалиста-культуролога.



Связанные Профессии