Специальность "Математика"

Код:
5В060100
Профильные предметы:
Математика, Физика

Перечень квалификаций и должностей

По окончании срока обучения выпускнику бакалавриата по специальности 050601 - Математика присваивается академическая степень “бакалавр математики” с квалификациями: 
- Математик; 
- Математик, математик-преподаватель; 
- Математик, математик-прикладник; 
- Математик, математик-экономист; 
- Математик, математик-актуарий; 
- Математик, математик-системный программист (по разделам математики); 
Бакалавры математики могут занимать следующие должности: 
- специалиста, ведущего специалиста, ведущего математика; 
- инженера, математика-программиста, математика-экономиста, математика-актуария в организационно-управленческих структурах; 
- младшего научного сотрудника в научно-исследовательских институтах и центрах; 
- системного программиста, системного администратора компьютерных сетей; 
- преподавателя математики, информатики, математики и информатики в средних профессиональных учебных заведениях, средних школах, лицеях и гимназиях в других организациях образования. 
Квалификации и должности определяются также в соответствии с «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденным приказом Министра труда и социальной защиты от 22.11.2002 г. №273-П.

Квалификационная характеристика бакалавра специальности 050601 – Математика

Сфера профессиональной деятельности 
Сферами профессиональной деятельности выпускников по данной специальности являются: 
- математика; 
- математика и прикладная математика; 
- математика и системное программирование; 
- математическое и компьютерное моделирование; 
- математика в экономике; 
- актуарная математика. 
Объекты профессиональной деятельности 
Объектами профессиональной деятельности бакалавра математики являются: 
- научно-исследовательские организации; 
- образовательные организации; 
- банковская сфера; 
- страховые компании; 
- финансовые структуры. 
Предметы профессиональной деятельности 
Предметами профессиональной деятельности выпускников бакалавриата по специальности 050601 - Математика являются: 
- теоретические разработки математических моделей в естественных науках, технике, экономике; 
- практические эксперименты вычислительного процесса; 
- компьютерная и вычислительная технология; 
- сетевая технология; 
- математическая экономика; 
- актуарная математика. 
Виды профессиональной деятельности 
Бакалавры по специальности 050601 – Математика могут выполнять следующие виды деятельности: 
- научно-исследовательская; 
- проектная; 
- организационно-технологическая и производственно-управленческая; 
- экспериментальная; 
- образовательная; 
- прогностическая; 
- математико-экономическая; 
- математико-актуарная. 
Выпускники по данной специальности могут заниматься также другими, требующими высшего профессионального образования, видами профессиональной деятельности, в соответствии с законами РК. 
Функции профессиональной деятельности 
Бакалавры по специальности 050601 – Математика могут выполнять следующие профессиональные функции: 
- разработка математических моделей процессов и явлений в области естественных наук, техники, экономики; 
- создание программных комплексов; 
- обучение в образовательной системе; 
- научно-исследовательские работы в областях, связанных с использованием математики. 
Типовые задачи профессиональной деятельности 
Типовыми задачами профессиональной деятельности выпускников являются: 
- разработка математических моделей и программных комплексов для решения задач естественных наук; 
- разработка математических моделей и программных комплексов для решения задач экономики; 
- разработка математических моделей и программных комплексов для решения научно-технических задач; 
- постановка и решение задач теоретической и прикладной математики. 
Направления профессиональной деятельности 
Направлениями профессиональной деятельности выпускников являются: 
- математическое и компьютерное моделирование явлений и процессов в области естественных наук; 
- математическое и компьютерное моделирование явлений и процессов в области экономики; 
- математическое и компьютерное моделирование научно–технических задач; 
- разработка алгоритмов управления технологическими процессами. 
Содержание профессиональной деятельности 
Содержанием профессиональной деятельности выпускников являются: 
- создание математических моделей процессов и явлений в естественных науках; 
- создание вероятностно-статистических моделей процессов и явлений; 
- разработка методов оптимизаций и алгоритмов управления; 
- создание математико-экономических моделей экономических процессов; 
- исследовательские деятельности в областях, использующих методы математики и системного программирования; 
- применение современных математических методов и программного обеспечения для решения задач науки, техники, экономики и управления; 
- использование информационных технологий в проектно-конструкторской, управленческой и финансовой деятельности; 
- преподавание математики и информатики. 
Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 050601 – Математика 
Выпускник по специальности 050601 - Математика должен: 
- иметь целостное представление: о процессах и явлениях живой и неживой природы, общественной жизни, понимать и владеть методами познания на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при исполнении профессиональных функций; 
- иметь: фундаментальную подготовку по базовым и профилирующим дисциплинам математики, таким как математический анализ, аналитическая геометрия, алгебра, дискретная математика и математическая логика, дифференциальные уравнения, программирование, методы вычислений, теория вероятностей и математическая статистика, дискретная математика и математическая логика, вариационное исчисление и методы оптимизации, теоретическая механика, уравнения математической физики, численные методы решения задач математической физики, функциональный анализ, теория функций комплексных переменных, действительный анализ, дифференциальная геометрия и топология; 
- понимать: сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний; 
- уметь поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, уметь использовать для их решения методы математики; 
- знать: основы математического моделирования; численные и другие приближенные методы решения типовых задач основных математических дисциплин; основы теории алгоритмов и методы их применения, владеть основными алгоритмическими языками программирования; основные типы архитектуры современных ЭВМ, основные принципы организации параллельных вычислений, иметь профессиональные навыки работы с современными версиями операционных систем, с базами данных и экспертными системами; основы выпуклого анализа и алгоритмы решения задач линейного, выпуклого и нелинейного программирования; основы учений в области гуманитарных и социально-экономических наук, уметь научно анализировать социально значимые проблемы и процессы и использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; 
- владеть казахским, русским и одним из иностранных языков в сферах социально-бытового и научного общения, быть способным продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде; системными познаниями мировоззренческого характера, уметь выражать и обосновать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; 
- знать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде и уметь их учитывать при разработке экологических и социальных проектов; 
- владеть культурой мышления, знать его общие законы, иметь способность в письменной и устной речи, правильно оформить его результаты; 
- знать формы, средства и методы педагогической деятельности. 
- применять приближенные методы и стандартное программное обеспечение для решения прикладных задач; 
- использовать в работе пакеты прикладных программ и системы управления базами данных; 
- проводить научные исследования по математическому моделированию и компьютерной технологии; 
- проводить занятия в средних профессиональных учебных заведениях и средних школах по математике и информатике; 
- быть компетентным в области как общей математики, так и по узкой специальности.