Специальность "Профессиональное обучение"

Код:
5В012000
Профильные предметы:
Математика, Физика
Наравление:

Перечень квалификаций и должностей

Выпускнику бакалавриата по специальности 5В012000 – Профессиональное обучение присуждается академическая степень «бакалавра профессионального обучения». 
Выпускники бакалавриата по специальности 5В012000 – Профессиональное обучение могут работать в должности педагога профессионального обучения, учителя технологии труда и предпринимательства, руководителя кружков, преподавателя общетехнических дисциплин специальной технологии по комплексу рабочих профессий в средних и профессиональных школах, колледжах, лицеях, мастера производственного обучения в системе высшего и среднего профессионального образования независимо от ведомоственной принадлежности и формы собственности, а также в соответствии с квалификационными требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан № 273–П от 22 ноября 2002 г., бакалавры могут занимать первичные должности техника первой категории, младших научных сотрудников, инженеров-лаборантов, инженеров научноисследовательских учреждений, конструкторских и проектных организаций без предъявления требований к стажу работы, и прочие должности. 
Выпускникам специальности 5В012000 – «Профессиональное обучение» присваивается квалификация в зависимости от специализации: 
1. Специализация - Технология труда и предпринимательство. 
Квалификация - Преподаватель общетехнических и специальных дисциплин, учитель технологии труда и предпринимательства. 
2. Специализация - Промышленное производство (по отрасли): 
Квалификация - Педагог профессионального обучения (по отрасли). 
- Машиностроительное производство; 
- Металлургическое производство; 
- Строительство; 
- Газо- и нефтедобывающее производство; 
- Химическое и нефтеперерабатывающее производство; 
- Горнодобывающее производство; 
- Текстильное и швейное производство; 
- Кожевенное и обувное производство; 
- Деревообрабатывающее и мебельное производство; 
- Производство продуктов питания; 
- Промышленное производство и охрана окружающей среды; 
3. Специализация - Сельскохозяйственное производство: 
Квалификация – Педагог профессионального обучения (по отрасли). 
- Сельскохозяйственная техника и агрономия; 
- Животноводство и растениеводство; 
- Механизация и автоматизация сельскохозяйственного производства; 
- Ветеринария; 
- Лесохозяйственные работы. 
4. Специализация - Обслуживающее производство: 
Квалификация - Педагог профессионального обучения (по отрасли) 
- Обслуживание бытового хозяйства и сервис; 
- Организация общественного питания; 
- Эксплуатация и ремонт автотранспортных средств; 
- Конструирование и моделирование швейных изделий; 
- Связь и телекоммуникации; 
- Информационные технологии; 
- Электротехника и радиоэлектроника. 
5. Специализация - Декоративно-прикладное и художественное производство 
Квалификация - Педагог профессионального обучения (по отрасли). 
6. Специализация - Дизайн одежды 
Квалификация - Педагог-дизайнер профессионального обучения. 
7. Специализация - Экономика и менеджмент хозяйствующих субъектов 
Квалификация - Педагог-менеджер профессионального обучения.

Квалификационная характеристика бакалавра специальности 5В012000 - Профессиональное обучение

Сфера профессиональной деятельности 
Сферами профессиональной деятельности специальности 5В012000 – Профессиональное обучение являются: 
- психолого-педагогическая деятельность в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях профессионального образования; 
- техническая, технологическая, производственная, экономическая сфера профессиональной деятельности в организациях начального, среднего и дополнительного профессионального образования научно-исследовательских, конструкторских и проектных организациях и на производстве; 
- научно-исследовательская деятельность в сфере образования и на производстве в области повышения квалификации работников в соответствии со специализацией; 
- культурно-просветительная, управленческая и плановая деятельности в соответствии с полученной квалификацией бакалавра профессионального обучения. 
 

Объекты профессиональной деятельности 
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: 
- участки и средства осуществления целостного педагогического процесса в следующих организациях, связанных с процессом образования: 
- общеобразовательные школы, лицеи, гимназии; 
- учебно-производственные комбинаты (объединения), учебно-курсовые сети, центры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов службы занятости населения; 
- профессионально-технические школы, училища; 
- средние специальные учебные заведения, колледжи; 
- высшие учебные заведения; 
- конструкторские бюро; 
- заводские лаборатории; 
- научно-исследовательские организации; 
- конструкторские и проектные организации. 
 

Предметы профессиональной деятельности 
Усилия специалиста направлены на рабочем месте на следующее: 
- организация и проведение учебно-воспитательного процесса в организациях образования по профилям; 
- организация учебно-воспитательного и производственного процессов на промышленном и др. предприятиях;
 - организация научно-исследовательской деятельности с участием обучаемых. 
 

Виды профессиональной деятельности 
Бакалавры по специальности 5В012000 - Профессиональное обучение могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности: 
- образовательная (учебно-воспитательная, педагогическая); 
- организационно-технологическая; 
- производственно-управленческая; 
- проектная; 
- научно-исследовательская. 
 

Функции профессиональной деятельности: 
- воспитательная; 
- образовательная; 
- организаторская; 
- конструктивная; 
- коммуникативная; 
- информационная; 
- развивающая; 
- ориентационная; 
- мобилизационная; 
- производственно-технологическая; 
- проектная; 
- прогностическая; 
- творческая; 
- предпринимательская; 
- дизайнерская. 
 

Типовые задачи профессиональной деятельности направлены на решение: 
- конкретных типовых и нетиповых проблем. Воспитанию и профессиональной подготовке учащихся в школе, лицее, гимназии, УПК, внешкольных организациях по технологии труда и профессиональному обучению; 
- проблем, связанных с коллективной деятельностью учителей школ и преподавателей, мастеров УПК, родителей, руководителей и представителей производства по организации трудового производственного обучения, воспитания и профессиональной подготовки учащихся; 
- задач, связанных с повышением и совершенствованием своего квалификационного уровня. 
 

Направления профессиональной деятельности 
Основным направлением деятельности педагога профессионального обучения является теоретическая и практическая подготовка будущих специалистов по профилю трудовой и профессиональной деятельности. Педагог профессионального обучения компетентен как в педагогической деятельности, так и в той отрасли народного хозяйства, для которой готовит кадры в профессиональном учебном заведении. Основные направления профессиональной деятельности: 
- Педагог профессионального обучения (по отрасли); 
- Педагог-менеджер профессионального обучения; 
- Педагог-дизайнер профессионального обучения; 
- Преподаватель общетехнических дисциплин, учитель технологии труда 
и предпринимательства. 
 

Содержание профессиональной деятельности 
Содержание профессиональной деятельности включает: 
- организацию учебно-воспитательного процесса профессиональной деятельности учителя в условиях 12-летнего профильного обучения; 
- научно-исследовательскую работу; 
- управленческую деятельность; 
- производственно-технологическую деятельность; 
- инновационную деятельность в педагогическом процессе; 
- информационную и проектную деятельности. 
 

Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 5В012000 - Профессиональное обучение 
должен: 
иметь представление: 
- об образовании как особой сфере социокультурной практики, обеспечивающей трансляцию культуры от поколения к поколению; 
- обладать целостным представлением о модернизации национальной системы многоуровневого образования на основе приоритетов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года для повышения качества подготовки человеческих ресурсов, удовлетворения потребностей личности и общества; 
знать: 
- научные основы психолого-педагогических, социально-гуманитарных наук, основы современного производства, конструкционные материалы, орудия, средства труда и производственный процесс; 
- основы экономики и предпринимательства, маркетинга, менеджмента в учреждениях образования, промышленных предприятий и сферы обслуживания; 
- требования к оснащению учебных мастерских; 
- основные вопросы организации и экономики производства, единые системы конструкторской и технологической документации; 
- требования к содержанию и и характеру труда в современном производстве, основные профессии машиностроительного и сельскохозяйственного производства, 
автомобильного транспорта, энергетики и другие отрасли народного хозяйства; 
уметь: 
- анализировать социально значимые проблемы и процессы и использовать современные методы различных наук в профессиональной, педагогической, общественной деятельности; 
- научно организовать свой труд на научной основе; 
- вести преподавательскую и учебно-воспитательную работу; 
- создавать и оборудовать учебные мастерские; 
иметь навыки: 
- использования компьютерной и оргтехники в учебном процессе; 
- применения современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе; 
- эксплуатации современного технологического оборудования на уровне рабочей квалификации 3 разряда; 
быть компетентным: 
- в области профессиональной педагогики, производственной сфере, по профилю специализации; 
- в сфере управления образовательными процессами; 
- в области использования информационных технологий в сфере образования и производства.



Связанные Профессии