Специальность "Психология"

Код:
5В050300
Профильные предметы:
Биология, География

Перечень квалификаций и должностей

Выпускнику бакалавриата по специальности 5В050300 - Психология присуждается академическая степень бакалавр-психологии. 
Бакалавр специальности 5В050300 - Психология, согласно полученному образованию, может занимать следующие должности: 
- психолог в средних и высших учебных заведениях; 
- психолог в центрах профориентации и профессионального обучения городских и республиканских центрах занятости; 
- психолог в центрах изучения общественного мнения и политических технологий; 
- психолог на производственных предприятиях (менеджер по работе с персоналом); 
- психолог в спортивных организациях; 
- психолог в медицинских организациях и лечебно-профилактических заведениях; 
- психолог в правоохранительных организациях и пенитенциарных заведениях, в центрах реабилитации и социальной адаптации педагогически запущенных подростков; 
- младший научный сотрудник в научно-исследовательских организациях. 
Квалификации и должности выпускников по специальности 5В050300 - Психология определяются в соответствии с квалификационным справочником должностей, руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 22.11.2002 г. № 273-П.

Квалификационная характеристика бакалавра специальности 5В050300 – Психология

Сфера профессиональной деятельности 
Осуществление профессионально-психологической деятельности психолога в сферах: 
- психологического обеспечения программ исследования человеческого фактора (научно-исследовательской); 
- психологического сопровождения управления людскими ресурсами и аттестации кадров, профориентации и профотбора, производственной деятельности и бизнеса (производственной); 
- психологического изучения и сопровождения процессов обучения и воспитания (образования); 
- психологического сопровождения деятельности спортивных организаций; 
- психологической профилактики и психологической коррекции (здравоохранения); 
- психологическое сопровождение оперативно-розыскной и следственной деятельности, деятельности судопроизводства, правовой профилактики и пенитенциарной деятельности (правоохранительной). 
 

Объекты профессиональной деятельности 
Объектами профессиональной деятельности выпускников-психологов являются: дошкольные организации, средние школы, лицеи и гимназии, специализированные образовательные и воспитательные организации, училища, колледжи и техникумы; научно-исследовательские институты и исследовательские центры; спортивные и творческие организации; организации здравоохранения; центры профориентации и профессионального обучения, городские и республиканские социальные службы, центры занятости; центры изучения общественного мнения и политических технологий; производственные предприятия и организации бизнеса; правоохранительные организации и пенитенциарные заведения, центры реабилитации и социальной адаптации педагогически запущенных детей и подростков; коммуникативные процессы (в диапазоне от межличностного до макро-социального уровня) и психологические проблемы взаимодействия человека и общества, человека и природы, человека и техники. 
 

Предметы профессиональной деятельности 
Предметами профессиональной деятельности выпускников-психологов являются – разнообразные психические явления (познавательные процессы и регулятивные механизмы, состояния и переживания, личностные свойства и индивидуальные особенности), составляющие системную основу психической активности человека как субъекта познавательной, смысловой, учебной, коммуникативной, творческой, профессиональной деятельности в контексте его взаимосвязей с объектами профессиональной деятельности (см. 6.2). 
 

Виды профессиональной деятельности 
Бакалавры по специальности 5В050300 - Психология могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности: 
- научно-исследовательская; 
- экспертно-диагностическая; 
- организационно-управленческая (в сфере управления людскими ресурсами); 
- образовательная; 
- консультативная. 
 

Функции профессиональной деятельности: 
- оказывать помощь человеку в актуальном, ретроспективном и прогнозном целеполагании, в решении проблем личностного развития; 
- способствовать когнитивному преобразованию познавательного и эмоционального опыта человека в условиях изменчивой информационной среды; 
- обеспечивать построение оперативных (тактических) и общих (стратегических) планов деятельности человека в условиях межличностной коммуникации, внутригруппового и межгруппового взаимодействия, профессионального становления и развития; 
- организовывать психологическую диагностику, мероприятия психологической коррекции и немедицинской психотерапии. 
 

Типовые задачи профессиональной деятельности: 
- обеспечение планирования психологической работы в научно-исследовательских программах изучения человеческого фактора; 
- повышение эффективности анализа психологических и социально-психологических факторов процессов управления людскими ресурсами, производственной деятельности и бизнеса, психодиагностическое обеспечение аттестации кадров, профориентации и профотбора; 
- совершенствование психологического изучения и сопровождения процессов обучения и воспитания; 
- психологическое консультирование по широкому кругу вопросов психологической профилактики и психологической коррекции; 
- улучшение психологической работы в сфере правоохранительной деятельности. 
 

Направления профессиональной деятельности 
Деятельность бакалавров по специальности 5В050300 - Психология направлена на психологическое обеспечение: 
- учебно-воспитательной работы в образовательных организациях; 
- профессиональной деятельности в производственных организациях; 
- коррекционной работы в профилактических и лечебных организациях, 
пенитенциарных и исправительных заведениях. 
 

Содержание профессиональной деятельности 
Научно-исследовательская: 
- разработка планов и проектов эмпирических исследований в различных областях психологической науки; 
- адекватное применение инвариантных исследовательских схем анализа различных форм психической реальности; 
- методологическая и методическая оценка процедуры и результатов психологических исследований. 
Экспертно-диагностическая: 
- осуществление экспертно-психологической деятельности, включающую процедуры оценки и диагностики в практике профотбора, профориентации и аттестации кадров; 
- адекватное применение психологических знаний в клинической практике и работе по психологической коррекции различных форм аномального развития и отклоняющегося поведения. 
Организационно-управленческая: 
- психологическая служба на производственных предприятиях и организациях бизнеса, формирование конструктивного социально-психологического климата на рабочем месте; 
- выявление и эффективное использование психологических резервов повышения производительности труда и гармонизации межличностных отношений на производстве. 
Образовательная: 
- психологическая служба в организациях образования, воспитания и профобучения, в пенитенциарных заведениях; 
- научно-психологическое изучение процессов учения и обучения, воспитания и самовоспитания в контексте социального развития и личностного роста человека; 
- преподавание психологических дисциплин в образовательных организациях среднего звена. 
Консультативная: 
- грамотное и взвешенное применение различных приемов психологического консультирования в индивидуальном и групповом вариантах; 
- оказание психологической помощи людям, оказавшихся в кризисных ситуациях. 
 

Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 5В050300 - Психология. 
Выпускник должен иметь представление: 
- о целях, научной методологии, исследовательских и практических методах профессиональной деятельности психолога, в соответствии с требованиями к профессиональной компетентности специалиста-психолога; 
- о закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, теоретических принципах и методах психологии, ее основных понятиях и категориальном строе, проявлениях и закономерностях психического отражения, выступающих в качестве предпосылок и предыстории зарождения человеческого сознания; 
- о путях и этапах становления психологического знания, кризисах, предопределивших парадигмальный характер развития этой науки; 
- о закономерностях поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в социальные группы, а также о психологических характеристиках самих этих групп; 
- о психологических различиях между индивидами и между группами людей, о причинах и последствиях этих различий; 
- о закономерностях этапов психического развития и формирования личности, о специфических свойствах психики индивида, закономерно изменяющихся в процессе смены возрастных стадий развития; 
- о психологических проблемах обучения и воспитания, целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности; 
- о психологических аспектах профилактики, диагностики психических расстройств, лечения, экспертизы и реабилитации больных, а также о направлениях психокоррекции и психотерапии; 
- о закономерностях формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду, процессах и средствах информационного и эргономического взаимодействия между человеком и машиной. 
Знать: 
- основные научные и практические функции психологии и сферы применения психологических знаний в различных областях жизнедеятельности в соответствии с требованиями к образовательной компетенции специалиста-психолога; 
- законы функционирования психики и ее структурной иерархии, сознания, личности; 
- критерии нормы и патологии психической деятельности, пути и средства компенсации и восстановления нормы; психологические закономерности общения и взаимодействия людей в больших и малых социальных группах, межгрупповых отношений, формирования производственного коллектива, организации и функционирования средств массовой коммуникации, службы семьи; 
- закономерности онтогенеза психических процессов человека в условиях обучения и воспитания на каждой возрастной стадии; 
- основные направления решения проблемы связи обучения и развития, психологические механизмы и функции учебной деятельности, психологические принципы организации обучения, методы оптимизации умственного и нравственного развития личности в обучении. 
Уметь применять на практике полученные психологические знания, что подразумевает: 
- уметь выдвигать гипотезы, разрабатывать и строить процедуру научно-психологического исследования, осуществлять грамотную психологическую интерпретацию получаемых данных; 
- уметь проводить психологическое наблюдение, разрабатывать и осуществлять экспериментальные схемы исследования, применять на практике разнообразные дополнительные методы психологического исследования (тестирование, интервью, анкетирование и т.д.); 
- уметь грамотно и психологически корректно проводить разнообразные формы психологического консультирования; 
- уметь взвешенно и корректно применять средства и инструментарий психологической диагностики. 
Иметь навыки: общей психодиагностики, индивидуальных дифференциальных различий, познавательных процессов и психических состояний, уровня развития общих и специальных способностей, волевых качеств личности; компьютерной психодиагностики и квалифицированной работы с компьютерными диагностическими системами с последующей психологической интерпретацией больших массивов данных; медицинской психодиагностики аномального развития личности, психических процессов, диагностики нейропсихологических нарушений и психосоматических отклонений в развитии, диагностики дисгармоний и конфликтов в семье, в научных и производственных коллективах, диагностики сексуальных нарушений в индивидуальном развитии и в семье; социально-психологической диагностики психологического климата в группе и в коллективе, дисгармонии межличностных, межгрупповых и межэтнических отношений; индивидуальной психологической коррекции аномального развития личности, психических процессов; групповой психологической коррекции с проведением различных форм психологического тренинга (сензитивный тренинг, Т-группы, тренинг общения, делового и управленческого общения, поведенческого тренинга и гештальт-терапии), семейной психокоррекции, психокоррекционный работы в научных, производственных и педагогических коллективах. 
Быть компетентным: в основных теоретических и практических подходах, описывающих и прогнозирующих феноменологию психической реальности (сознательной и бессознательной, отражательной и активирующей), как формы актуального существования человека и соответствовать требованиям профессиональной компетентности специалиста-психолога.



Связанные Профессии