Специальность "Социология"

Код:
5В050100
Профильные предметы:
География, Математика

Перечень квалификаций и должностей

Выпускнику бакалавриата по специальности 5В050100 – Социология присуждается академическая степень «Бакалавр социологии». Квалификация и должности выпускника по специальности 5В050100- Социология определяются в соответствии с «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 22.11.2002 г. № 273 – П. 
Бакалавр социологии должен быть подготовлен: 
- к работе социологом-практиком в исследовательских социологических центрах; 
- к работе социологом-аналитиком в структурах госслужбы; 
- преподавателем общественных и социальных дисциплин в средних учебных заведениях; 
- социологом-исследователем в научно-исследовательских центрах, в подразделениях академии наук; 
- специалистом департамента труда и социальной защиты; 
- специалистом, руководителем в социальных отделах акиматов; 
- социологом в образовательных организациях; 
- социологом-консультантом крупных фирм; 
- маркетологом в производственных, частных и консалтинговых кампаниях; 
- менеджером производственной организации при получении дополнительного специального образования; 
- демографом в отделах по демографии и миграции; 
- социальным работником в социально-ориентированных неправительственных организациях; 
- социальным работником в акиматах, в департаментах Министерства труда и социальной защиты; 
- руководителем социологической службы; 
- к работе в избирательных компаниях и центрах избирательных технологий; 
- к деятельности в сфере Public Relations.

Квалификационная характеристика бакалавра специальности 5В050100 – Социология

Сфера профессиональной деятельности 
Сфера профессиональной деятельности - область социально- гуманитарных наук, область научного познания, образовательная область; область социологического сопровождения всех отраслей производства, управления и политики. 
 

Объекты профессиональной деятельности бакалавра 
Объектами профессиональной деятельности бакалавра социологии являются: 
- государственные органы; 
- средние и профессиональные учебные заведения; 
- научные исследовательские организации; 
- консультативные службы; 
- социальные институты, занимающиеся изучением проблем взаимодействия человека и общества. 
 

Предметы профессиональной деятельности 
Предметами профессиональной деятельности бакалавра социологии являются: личность, социальная группа, социальная общность, класс, нация, этнос, социальные потребности, ценности, интересы определенных групп и личностей, конкретное социальное поведение и уровень культуры субъектов общественной жизни. 
 

Виды профессиональной деятельности. 
Бакалавры по специальности 5В050100 - Социология могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности: 
- научно-исследовательская; 
- консультационная; 
- образовательная (педагогическая); 
- организационно–управленческая. 
 

Функции профессиональной деятельности 
Выпускник по специальности 5В050100 - Социология должен быть 
- подготовлен к выполнению следующих функциональных обязанностей: 
- организовывать подготовку программы социологического исследования, проведения и анализа социологического исследования; 
- готовить проекты социологических исследований; 
оказывать помощь в разработке практических рекомендаций по решению актуальных проблем общества; 
- консультировать проведение оценки социальной деятельности различных социальных групп; 
- диагностировать динамику развития различных социальных процессов; 
- осуществлять проектно-прогнозную экспертизу в практике социальной работы; 
- контролировать и обеспечивать достоверность и объективность данных, полученных в ходе социологического исследования; 
- готовить и использовать социологический инструментарий для диагностики различных видов социальной действительности. 
 

Типовые задачи профессиональной деятельности 
- обеспечение планирования оптимальной модели развития социальной сферы; 
- улучшение критериев развития социальных условий жизни населения; 
- совершенствование методики изучения социальной солидарности и сотрудничества социальных групп общества; 
- повышение эффективности диагностики качества и уровня жизни населения. 
 

Направления профессиональной деятельности 
Деятельность бакалавра по специальности «5В050100 – Социология» направлена на научное исследование актуальных проблем социума, социологическое видение развития общества, изучение социальных систем, процессов и явлений; практическую реализацию образовательных планов и учебных программ в части требований по социологии в средних профессиональных учебных заведениях на основе, принятых стандартов; на обслуживание органов управления в системах государственной власти, общественных организаций, коммерческих структур в целях успешного функционирования социума. 
 

Содержание профессиональной деятельности 
научно-исследовательская: 
- разработка программно-методического обеспечения исследовательского проекта и использование методов обработки, обобщения и анализа социологических и демографических данных; 
организационно-управленческая: 
- формирование критериев и показателей социального развития общественных подсистем, выделения возникающих в них социальных проблем, разработка и применение методов их решения; 
консультационная: 
- предоставление комплекса услуг по выработке рекомендаций и предло- 
жений: 
- изменение, регулирование и социальный контроль социальных и демографических процессов, организационных структур; 
образовательная (педагогическая): 
- обучение учащихся средних и профессиональных учебных заведений основам знаний об обществе, формирования у них социологической культуры и мышления. 
 

Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности «Социология» 
должен иметь представление: 
- о социальных системах, их функциях, законах функционирования и развития социальных систем и общности; 
- о методологических основах функционирования общих и частных социальных институтов и организаций; 
- о социальных процессах и явлениях, понимать и владеть методами социального познания на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при исполнении профессиональных функций; 
- о человеке как индивиде, личности, субъекте деятельности и индивидуальности, методах его изучения; 
- об основных методах социологического анализа, о работе социологических служб для уверенного взаимодействия с данными явлениями в реальной жизни; 
понимать: 
- роли, основные функции социальных организаций и институтов в обществе, основные принципы формирования социальной политики; 
- типологию социологического знания, факторы социального развития, формы социального воздействия, процесс социализации, основы социологического анализа; 
знать: 
- комплекс специальных теоретических знаний и практических навыков, 
касающихся задач социального характера; 
- основные законы, категории и функции социологии, основные цели применения социологического знания; 
- методику классификации социальных явлений и процессов; 
- институционализацию отечественной и зарубежной социологии; 
- категориальный аппарат социологического знания; 
- методологию и технику социологического исследования; 
- методологию общенаучную и методологию частнонаучную; 
уметь: 
- предложить меры по оптимизации структуры общества, т.е. изменить соотношение противоположных свойств и тенденций в нужном направлении; 
- выявить структуру личности, системы, характеризовать личность в процессе социализации; 
- поставить диагноз функционирования социальных систем; 
- сделать прогноз изменения состояния социальных явлений и процессов; 
- уметь использовать математические подходы в социологических исследованиях; 
- прогнозировать социальные, социо-экономические, социо-культурные, социо-демографические, социо-национальные, социо-психологические, социобиологические процессы; 
иметь навыки: 
- использования компьютерных методов сбора, хранения и обработки информации, используемых в профессиональной деятельности; 
- применения казахского, русского и одного из иностранных языков в сферах социально-бытового и научного общения; быть способным продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде; 
- использования минимума двух практических специализаций, быть методически и психологически готовым к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности; 
- отбора и исследования методов конкретных социологических исследований, иметь представление о социологическом прогнозировании и технике выполнения конкретных социологических работ; 
- использования методов демографических исследований социальной реальности. 
быть компетентным: 
- в определении основных социальных показателей, принципах их выявления; 
- в применении социальных теорий и концепций их практической деятельности; 
- в объяснении причин происходящих явлений и процессов на основе социальных закономерностей; 
- в прогнозировании процесса функционирования и развития социальных систем; 
- в выявлении ценностных ориентаций людей.



Связанные Профессии