Специальность "Туризм"

Код:
5В090200
Профильные предметы:
География, Иностранный язык
Наравление:

Перечень квалификаций и должностей

Выпускнику бакалавриата по специальности 050902 – Туризм присваивается академическая степень бакалавра туризма. 
Квалификация и должности определяются в соответствии с «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 22.11.2002 г. № 273-П.

Квалификационная характеристика бакалавра специальности 050902 – Туризм

Сфера профессиональной деятельности 
Сферой профессиональной деятельности бакалавра по специальности 050902 – Туризм является индустрия туризма и гостеприимства, а также наука, образование, государственное регулирование и другие сферы человеческой деятельности, прямо или косвенно, связанные с туризмом. 
 

Объекты профессиональной деятельности 
Объектами профессиональной деятельности бакалавра по специальности 050902 – Туризм являются: 
- органы государственного управления, связанные с организацией туризма (министерства, акиматы, их региональные подразделения и структуры); 
- государственные и частные компании, занимающиеся туристским бизнесом; 
- консалтинговые компании туристского профиля; 
- маркетинговые службы туристских предприятий; 
- объекты инфраструктуры туризма; 
- учебные заведения, готовящие специалистов среднего звена по туризму; 
- научно-исследовательские организации, занимающиеся изучением проблем развития туризма; 
- рекламные агентства, занятые продвижением туристских услуг на внутренний и внешний рынок; 
- магистратура по специальности «Туризм»; 
- организации системы Министерства по чрезвычайным ситуациям; 
- другие организации и компании, деятельность которых связана со специализациями, установленными советами вузов. 
 

Предметы профессиональной деятельности 
Планирование и осуществление туристской деятельности, организация работы по целям, ресурсам и результату, рациональный контроль деятельности сотрудников и туристских предприятий и организаций в целом, руководство коллективом и координация деятельности во внешней среде, мотивация сотрудников, представительство туристских предприятий и организаций и их внешних интересов, исследование и диагностика проблем, прогнозов, целей и ситуаций, консультационная, методическая, образовательная работа с сотрудниками, инновационная деятельность в области управления туристским движением. Организация и планирование профилактических и поисково-спасательных работ в туристских мероприятиях. 
 

Виды профессиональной деятельности 
Бакалавры по специальности 050902 - Туризм могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности: 
- организационно-управленческая; 
- производственно-технологическая; 
- сервисно-эксплуатационная; 
- научно-исследовательская; 
- образовательная (педагогическая); 
- туристско-рекреационная; 
- профилактическая и поисково-спасательная. 
 

Функции профессиональной деятельности 
Выпускник специальности 050902 – Туризм должен быть подготовлен к выполнению следующих функциональных обязанностей: 
оценочные функции: 
- на основе отчетливого представления основного содержания функций туризма как мирового социального явления, объективная оценка их позитивных и негативных возможностей; 
- объективная оценка современного состояния туристской отрасли, включая материальное и кадровое обеспечение, а также обоснованное прогнозирование развития туристского рынка в своей стране и за рубежом; 
- выявление перспективных направлений туристской деятельности; 
конструктивные функции: 
- разработка и реализация эффективных программ туристско-экскурсионного и гостиничного обслуживания как социальной, так и коммерческой направленности, способных удовлетворить туристско-рекреационные потребности клиентов и обеспечить реальную прибыль той структуре, в которой работает менеджер; 
- оперативное конструирование (в том числе – по заказу клиента) туров с привлекательными элементами экзотики и высоким качеством обслуживания; 
- эффективное осуществление (в интересах фирмы) взаимодействия с нужными государственными и частными организациями и учреждениями, туристскими фирмами, агентствами, гостиницами, таможенными и налоговыми службами, пограничными властями, органами внутренних дел и национальной безопасности, органами санитарно-эпидемиологического и валютного контроля, структурами управления туристской индустрией в РК и за рубежом; 
- организация производственной, хозяйственной, рекламно-информационной и иной деятельности в системе туристского обслуживания; 
- формирование и совершенствование каналов сбыта туристских услуг и товаров; 
- внедрение системы менеджмента качества на туристском предприятии с целью повышения качества обслуживания отечественных и иностранных туристов; 
- оптимизация модели деятельности сотрудников туристского предприятия и адекватное осуществление подбора и повышения квалификации кадров; 
информационно-технологические функции: 
- профессиональное применение в производственной деятельности современных подходов к основным понятиям, характеризующим мировую туристскую индустрию, экономическим основам международного и внутреннего туризма, технологиям продвижения туристского продукта на международном и внутреннем рынках услуг. Активное использование в практической деятельности современных данных о туристско-рекреационных ресурсах стран, имеющих туристские связи с Казахстаном или перспективы их развития; 
- применение знаний об экономических, политических, национально-культурных особенностях стран и регионов, в которые организуются туры, и учет их в своей работе; 
- владение прочными знаниями о правовых основах туристской деятельности в РК и международного права, соблюдение туристских формальностей и предусмотренных процедур при осуществлении приема, отправки и обслуживания туристов; 
- обеспечение безопасности туристского путешествия; 
- позитивное управление состоянием окружающей среды в районах проведения туристских путешествий; 
- планирование и проведение информационно-инструктивных бесед с туристами и экскурсантами; 
- маркетинговые исследования туристского рынка с целью повышения эффективности деятельности туристского предприятия (организации), привлечения инвестиций, расширения сферы услуг и т.д.; 
- применение в профессиональной деятельности государственного, русского, английского (и желательно, еще одного европейского или азиатского) языка, включая свободное владение специальными туристско-экскурсионными терминами. 
 

Типовые задачи профессиональной деятельности 
- перспективное и текущее планирование туристской деятельности с учетом изменений общественно-политической и социально-экономической ситуации в Республике Казахстан и за рубежом; 
- разработка и продвижение новых видов туристских услуг; 
- организация учета и контроля в целях оптимизации управленческого процесса; 
- руководство работой по оказанию туристских услуг в различных сферах туристского бизнеса; 
- проведение маркетинговых исследований с целью повышения эффективности туристских продаж; 
- организация профилактических мероприятий по безопасности туристской деятельности; 
- инновационная деятельность в области управления туристским движением. 
 

Направления профессиональной деятельности 
Направление подготовки специалистов по специальности 050902 – Туризм соответствует Классификатору специальностей бакалавриата и магистратуры ГК РК 08-2004. 
Профессиональная деятельность бакалавра туризма направлена на совершенствование процесса управления туристскими предприятиями и организациями в условиях становления индустрии туризма в Казахстане, изучение туристских возможностей нашей страны и зарубежного рынка туристских услуг с целью оптимизации системы текущего и перспективного планирования, внедрение современных методов туристского обслуживания и информационных технологий, повышение качества туристского продукта, подготовку кадров среднего звена для туристских предприятий. 
 

Содержание профессиональной деятельности: 
- организация и руководство работой по оказанию туристских услуг в различных сферах туристского бизнеса; 
- проведение маркетинговых исследований и организация рекламных кампаний по продвижению предлагаемых туристской фирмой услуг на внутренний и международный рынок; 
- проведение исследований состояния рынка туристских услуг в Казахстане, странах СНГ и в отдельных регионах мира, исследование перспектив развития туризма и его прогнозирование с учетом особенностей стран и регионов; 
- чтение лекций и проведение практических занятий по циклу туристскорекреационных дисциплин в средних учебных заведениях. 
 

Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 050902 – Туризм 
Бакалавр туризма, с учетом требований рынка труда и работодателя, должен иметь представление: 
- об основных методах экономического анализа и принятия решений в области туристского бизнеса, о функционировании туристского рынка, банковской и налоговой систем, вопросах взаимодействия туристской системы с внешними макросредами (экономической, социальной, технологической, информационной, политической, экологической) для уверенного взаимодействия с данными явлениями и процессами в реальной жизни; 
- о роли и основных функциях государства в экономике, осуществлении 
социально-экономической политики в области туризма; сути рыночных отношений вообще и в туризме в частности; 
знать: 
- основные законы развития рыночной и плановой экономик; 
- правила приема и отправки туристов из-за рубежа и за рубеж; организации авиационных, железнодорожных, автомобильных и комбинированных путешествий; 
- принципы организации деятельности туристских учреждений; 
- психологию туристской мотивации, особенно молодежи и пожилых людей; 
- особенности и способы повышения эффективности туристской рекламы; 
уметь: 
- анализировать общественно-политические, социально-экономические явления и процессы в динамике, составлять прогнозы на будущее, аргументировано защищать свою точку зрения; применять современные научные методы познания природы и человека для решения психологических, естественно-научных и правовых задач, возникающих при выполнении профессиональных функций; 
- распознавать характер людей для подбора пригодных для дела работников; 
- письменно излагать план важных действий; 
- держаться перед публикой непринужденно, выступать экспромтом; 
- внушить аудитории, что она должна что-то реально сделать, т.е. организовать аудиторию должным образом; 
- слушать людей также, как уметь говорить; 
- убедить партнера принять решение, невыгодное для него сейчас, но имеющее позитивный результат в будущем; 
обладать навыками: 
- бизнес-планирования туристской деятельности; 
- составления и работы с туристской документацией; 
- проектирования туристских услуг; 
- образовательной деятельности; 
- организации работы в туристском коллективе, с туристской группой; 
- исследовательской деятельности в туризме; 
быть компетентным: 
- в составлении программ обслуживания туристов и организации информационной беседы, в составлении договоров с партнерами по туристскому бизнесу, в пользовании различными видами и инструментами маркетинговых исследований туристского рынка; 
владеть: 
- современными информационными технологиями; 
- методикой подготовки и ведения деловых переговоров, поиска партнеров, заключения договоров; 
обладать: 
- навыками практической деятельности в сфере гостеприимства и оказания туристских услуг, работы с туристской документацией и делопроизводства; 
- организационными навыками и коммуникативностью.