Специальность "Журналистика"

Код:
5В050400
Профильные предметы:
Творческий 1, Творческий 2

Перечень квалификаций и должностей

Перечень квалификаций и должностей выпускнику бакалавриата по специальности 5В050400 – Журналистика присваивается академическая степень «бакалавр журналистики». 
Перечень должностей, которые может выполнять специалист с квалификацией «журналист»: корреспондент, репортер, литсотрудник, пресс-секретарь, референт, сотрудник пресс-службы, обозреватель, комментатор, ведущий новостей, модератор, продюсер, редактор, зам.редактора, зав.отделом, ответственный секретарь, публицист, очеркист, фельетонист, специалист по связям с общественностью, менеджер коммуникационной структуры, эксперт-информатор, спичрайтер, веб-редактор, редактор-специалист, рекламный агент и др. 
Квалификации и должности выпускников по специальности 5В050400 – Журналистика определяются в соответствии с квалификационным справочником должностей, руководителей, специалистов и др. служащих, утвержденного приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 22.11.2002 г. № 273-П.

Квалификационная характеристика бакалавра специальности 5В050400 – Журналистика

Сферой профессиональной деятельности специалиста являются медиа-коммуникационные и исследовательские структуры коммерческой и общественной направленности, все сферы жизни общества, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства, его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества, актуальные проблемы человечества, экономические, политические, экологические, социальные и др. вопросы. 
 

Объекты профессиональной деятельности 
Объектами профессиональной деятельности выпускников по специальности 5В050400 – журналистика, являются: 
– отечественные и зарубежные электронные и печатные СМИ; 
– отечественные и зарубежные информационные агентства и службы новостей при государственных и независимых органах; 
– отечественные и зарубежные издательства и полиграфические комплексы; 
– пресс-службы отечественных и зарубежных государственных, коммерческих и общественных организаций; 
– структуры и подразделения по связям с общественностью в Казахстане и за рубежом; 
– политические, социологические и маркетинговые исследовательские и консалтинговые структуры Казахстана и зарубежных стран; 
– рекламные агентства 
– сетевые информационные структуры 
– рынок развлекательных услуг и акций. 
 

Предметы профессиональной деятельности 
Предметами профессиональной деятельности выпускников по данной специальности являются информирование общества, формирование общественного сознания, сбор, переработка и распространение информации, распознавание, исследование и донесение до общества актуальных проблем человечества, компетентное комментирование и анализ различных общественных ситуаций, управление информацией и налаживание информационного партнерства, создание рекламных материалов, продюсерская работа, составление и редактирование текстов. 
 

Виды профессиональной деятельности 
Выпускники по специальностям журналистика могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности: 
– информационно-творческая; 
– информационно-референтская; 
– информационно-аналитическая; 
– художественно-публицистическая; 
– организационно-управленческая; 
– консультационно-экспертная; 
– расследовательская; 
– экспериментально-исследовательская. 
 

Функции профессиональной деятельности 
Выпускник по специальности 5В050400 – Журналистика должен быть подготовлен к выполнению следующих функциональных обязанностей: 
– оказание помощи государству в формировании общественного сознания; 
– создание литературных произведений в рамках жанрового разнообразия; 
– создание с использованием мирового и отечественного опыта медиа-коммуникационных и информационно-исследовательских структур; 
– организация и поддержка комплексов редакционных работ; 
– разработка информационных стратегий; 
– исследование, использование отечественных и зарубежных информационно-коммуникационных моделей в рамках творческих инициатив; 
– выполнение социальных и профессиональных заказов отечественных и зарубежных редакций, пресс-служб, информационных агентств, структур и подразделений по связям с общественностью, политических, социологических и маркетинговых исследовательских и консалтинговых структур, интернет-сайтов, комплексов развлекательных услуг и акций, а также других заказчиков; 
– поддержка принципов свободы слова и основ демократического общества в Казахстане; 
– ведение международного информационного взаимодействия; 
– организация связей с общественностью международного масштаба. 
 

Типовые задачи профессиональной деятельности: 
– информирование общества, индивида, государства через СМИ; 
– выражение и формирование общественного мнения, воспитание общества, распространение новаторских идей и т.д.; 
– обеспечение системы работы современных медийных средств, совершенствование механизмов подачи информации; 
– совершенствование содержательности, предметности, аналитичности журналистских материалов; 
– улучшение качества работы СМИ, повышение оперативности в освещении актуальных вопросов, совершенствование форм подачи материалов; 
– повышение эффективности журналистских выступлений, оперативное информирование населения, достоверная подача фактов; 
– выполнение объемов работ по социальным и коммерческим заказам, а также личным творческим инициативам в рамках правового поля Казахстана и других стран; 
– проведение мониторинга качества и объема наполнения информационного поля в Казахстане и за рубежом; 
– поддержка принципов свободы слова и основ демократического общества в трансконтинентальном, транснациональном и казахстанском масштабе; 
– формирование благоприятного имиджа государственным, коммерческим и общественным организациям в масштабах отечественных и международных инициатив по связям с общественностью. 
 

Направления профессиональной деятельности 
Профессиональная деятельность бакалавра направлена на сбор, переработку и распространение информации, распознавание, исследование и донесение до общества актуальных проблем человечества, компетентное комментирование и анализ различных общественных ситуаций, управление информацией и налаживание информационного партнерства, создание рекламных материалов. 
 

Содержание профессиональной деятельности характеризуется комплексностью - слиянием политического, нравственного, культурного влияния на общество и формированием общественного сознания: 
Творческая деятельность: 
– создание журналистских материалов на основе обработки и распространения информации о важнейших событиях социума, освещение политикосоциальной и экономической жизни страны, ближнего и дальнего зарубежья; 
этически корректная творческая активность в контексте Конституции РК и Законов СМИ РК. 
Организационно-управленческая деятельность: 
– управление редакциями СМИ, отделами, рекламными агентствами, продюсерская работа, разработка, внедрение и использование новых технологий информационно-коммуникационного моделирования в различной медиа-среде; 
взаимодействие в рамках совместных информационно-коммуникационных проектов с международными медиа-структурами. 
Информационная деятельность: 
– освещение событий и явлений, происходящих в обществе и отражение их в СМИ. 
Аналитическая деятельность: 
– разъяснение и комментирование населению общественных ситуаций, исторический, оперативный и футурологический анализ отраслей человеческого знания с использованием имеющегося инструментария и методов работы; развернутый анализ политических процессов и экономических реформ Казахстана и зарубежных стран. 
Консультационная деятельность: 
– информирование и консультирование по вопросам связей с общественностью, поддержка рабочих процессов редакций, пресс-служб, информационных агентств, структур и подразделений по связям с общественностью, политических, социологических исследовательских и консалтинговых структур, интернетсайтов, комплексов развлекательных услуг, а также других медиа-мероприятий и акций. 
 

Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 5В050400 – Журналистика 
Бакалавр должен иметь представление: 
– об основных функциях, принципах и методологических основах теории и практики журналистской деятельности как науки о сборе, переработке и распространении информации в обществе и основного канала формирования общественного сознания; о явлениях, происходящих в природе и обществе, о развитии общества, о политической, экономической, социальной сферах общества; 
- о принципах работы редактора, ответственного секретаря, выпускающего редактора, журналиста, международного журналиста, видеоинженера, видео-оператора, режиссера, сценариста, постановщика, диктора, ведущего программ, пресс-секретаря, PR-специалиста, пресс-атташе посольств Казахстана за рубежом и посольств зарубежных стран в Казахстане, специалиста по имиджу, фотокорреспондента, верстальщика, маркетолога периодической продукции, руководителя государственной пресс-службы, специалиста по выборным технологиям, специалиста пресс-центра политической структуры или общегосударственного мероприятия, специалист по коммерческой рекламе, учредителей СМИ, специалистов контролирующих органов; 
- о порядке государственной регистрации СМИ в Казахстане и аккредитации журналистов в Казахстане и зарубежных странах; 
– о принципах распространения СМИ в РК и зарубежных странах; 
– о регистрации и защите авторских прав в Казахстане и зарубежных странах; 
– о принципах работы крупнейших СМИ и медиа-холдингов; 
– о принципах работы республиканских и региональных телеканалов, радиоканалов, программ и продюсерских центров; 
– о ключевых тенденциях развития сфер человеческого знания и процессах глобализации; 
– о ключевых задачах, стоящих перед казахстанским обществом и государством; 
– о медиа-активности в исторической ретроспективе в Казахстане и за рубежом; 
– о медиа-активности и правовом поле; 
– об экологической оперативной и ретроспективной ситуации в регионах Казахстана и зарубежных стран; 
– о перспективах журналистики в открытом информационном обществе; 
– о Глобальной Информационной Инфраструктуре (ГИИ), Национальной Информационной Инфраструктуре (НИИ) и их значении в деле расширения информационного поля в Казахстане и за рубежом; 
– о передовых технологических разработках; 
– о современных средствах массовой коммуникации; 
– о технологиях влияния на общественное мнение; 
знать: 
– правовые и этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде в приложении к профессиональной деятельности; 
– Конституцию Республики Казахстан, основы международного права; 
– механизмы создания СМИ и механизмы взаимодействия СМИ с различными организациями и индивидами; 
– комплекс специальных теоретических и практических навыков для сбора, переработки и распространения информации; 
– историю развития страны и журналистики в частности в целях совершенствования качества подачи материалов; 
– законы и подзаконные акты, регулирующие медиа-активность, а также смежные информационно-коммуникационные отрасли в нашей стране и за рубежом; 
– видных деятелей казахстанской и зарубежной журналистики в исторической ретроспективе и в настоящем; 
– перспективы нового информационного порядка; 
– мировые тенденции и национальные особенности в современной журналистике; 
– историю мировой журналистики; 
– теорию массовой коммуникации; 
– жанры журналистики и публицистики; 
– критерии оценки журналистского текста в Казахстане и за рубежом; 
– ключевые компоненты связей с общественностью, рассчитанные на казахстанские и зарубежные целевые аудитории; 
– принципы создания и работы корпоративных вэб-сайтов, а также разработки стратегий сетевой имиджевой политики; 
– функции и задачи специалиста по связям с общественностью в работе со средствами массовой информации в Казахстане и за рубежом; 
уметь: 
– использовать методы социально-гуманитарных наук в личных сферах своей профессиональной деятельности; 
– анализировать общественно-политические, социально-экономические явления в динамике, составлять прогнозы на будущее; 
– изучать структуру социально-экономических явлений в их совокупности и донести до общества аргументированную точку зрения; 
– анализировать произведения отечественных журналистов и публицистов; 
– анализировать произведения зарубежных журналистов, публицистов, политологов, экономистов, социологов и футурологов; 
– анализировать события, происходящие в РК и за рубежом; 
– моделировать информационно-коммуникационные процессы и ситуации; 
– работать в зонах политических и межэтнических конфликтов; 
– выявлять ключевых инициаторов информационных войн; 
– проводить политический анализ и составлять прогноз событий в Казахстане и за рубежом; 
– готовить информационные и аналитические материалы с использованием традиционных и современных жанров журналистики и публицистики; 
– определять рейтинги казахстанских и зарубежных СМИ; 
– создавать «общественно значимую информацию» и «новостийные поводы» в PR-проектах, ориентированных на международные аудитории; 
– создавать международные журналистские коллективы и работать в них; 
иметь навыки: 
– сбора информации по теме редакционного заказа или персональной инициативы; 
– обращения с журналистским инструментарием, 
– создания журналистского материала в печати, радио, телевидении, 
– редактирования различных видов текста, 
– владения компьютерными программами, необходимыми в создании журналистского произведения; 
– создания литературных произведений; 
– создания сценарных материалов с учетом международных правил оформления; 
– проведения интервью, беседы с деятелями науки, искусства, политики, экономической сферы, а также с другими рейтинговыми фигурами Казахстана и зарубежных стран; 
– проведения социологических и маркетинговых исследований; 
– проведения журналистских расследований; 
– работы с программным обеспечением по цифровому видеомонтажу, по звуковой обработке и микшированию; 
– создания интернет-сайтов как средств сетевой информации; 
– организации и проведения сетевых форумов и конференций; 
– графической обработки фото- и видеоматериалов, а также дизайна; 
– звуковой компьютерной обработки аудиоматериалов; 
– верстки печатных изданий различного формата; 
– налаживания аудиовизуальной коммуникации в связях с общественностью; 
– организации и проведения пресс-конференций, круглых столов, форумов, пресс-туров и других официальных медиа-мероприятий; 
– информационного моделирования различных ситуаций; 
– поддержания информационной безопасности; 
– продюсирования телепрограмм, радиопрограмм, киносценариев, фестивалей, конкурсов и других проектов; 
быть компетентным: 
– национальной информационной безопасности РК; 
– в вопросах национальной культуры казахов и других народов Республики Казахстан; 
– в вопросах межнационального общения в Казахстане; 
– в вопросах стратегического планирования и развития Республики Казахстан; 
– в вопросах журналистской этики; 
– в вопросах связей с международной общественностью.



Связанные Профессии