Специальность "Экология"

Код:
5В060800
Профильные предметы:
Биология, География

Перечень квалификаций и должностей

Выпускнику бакалавриата по специальности 050608 – Экология присуждается академическая степень бакалавра экологии. 
Квалификации и должности определяются в соответствии с “Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих”, утвержденным приказом министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 22.11.2002 г. № 273-П. 
Бакалавр экологии может занимать следующие должности: эколог-биолог, эколог-географ, эколог-почвовед, эколог-физик, эколог-химик, эколог-эксперт, эколог-исследователь, преподаватель биологии, географии и экологии в средних и общеобразовательных профессиональных учебных заведениях. Выпускник с высшим базовым образованием может работать в следующих должностях: эколог по отраслям производства, преподаватель средних и профессиональных учебных заведений, инспектор по охране окружающей среды, экологинженер, эколог-лаборант в научно-исследовательских, начальных и средних профессиональных учебных заведениях, менеджер и др.

Квалификационная характеристика бакалавра специальности 050608 – Экология

Сфера профессиональной деятельности 
Сферой профессиональной деятельности бакалавра по специальности 050608 – Экология является производственная, управленческая, научно–исследовательская и образовательная сфера, экологическая служба мониторинга, контроль качества природной среды и здоровья человека. 
 

Объекты профессиональной деятельности 
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: территориальные управления охраны окружающей среды, национальные парки, заповедники, заказники, биосферные резерваты, промышленные предприятия, агропромышленные комплексы, полигоны, объекты энергетики, АЭС, организации образования, научно-исследовательские институты и центры. 
 

Предметы профессиональной деятельности 
Предметами профессиональной деятельности являются: природные и Урбанизированные экосистемы и их компоненты; биосфера и её компоненты; экологический мониторинг и маркетинг; анализ, инспекция и контроль состояния окружающей среды; составление прогностических моделей; управленческие и консалтинговые функции в сфере охраны окружающей среды; экологическое образование и воспитание; соблюдение экологических требований в технологических процессах и при проектировании новых предприятий, населенных пунктов, планирование и осуществление природоохранных мероприятий в различных сферах экономики, проведение ОВОС и экологического аудита. 
 

Виды профессиональной деятельности 
Бакалавры по специальности 050608 – Экология могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности: 
- организационно-управленческая; 
- производственно-технологическая; 
- сервисно-эксплуатационная; 
- экспериментально-исследовательская; 
- образовательная (педагогическая); 
- проектная. 
 

Функции профессиональной деятельности 
Выпускник по специальности 050608 – Экология должен быть подготовлен к выполнению следующих функциональных обязанностей: 
- принимать участие в разработке государственных программ по развитию отраслей экономики в разделах охраны окружающей среды; 
- принимать участие в проведении экологической экспертизы и экоаудита; 
- осуществлять сбор материала и проведение лабораторных исследований уровня загрязнения окружающей природной среды; 
- принимать участие в составлении экологического паспорта предприятий; 
- оказывать консультативные услуги населению по экологическим вопросам; 
- участвовать в проведении экологического мониторинга; 
- принимать участие в проведении научно-исследовательских работ в области экологии; 
- организовывать воспитательную работу среди населения по охране окружающей среды; 
- принимать участие в работе по экологической экспертизе проектной, предпроектной документации в части ее соответствия международным стандартам; 
- содействовать выполнению обязательств РК по требованиям международных конвенций в области охраны окружающей среды и др.; 
- содействовать внедрению результатов научно-исследовательских работ в производство; 
- привлечение работодателей, нахождение партнеров для выполнения научных исследований. 
 

Типовые задачи профессиональной деятельности 
Типовыми задачами профессиональной деятельности являются участие: 
- в разработке государственных программ по развитию отраслей народного хозяйства; 
- в проведении научно-исследовательских работ в области экологии; 
- в проведении экологического мониторинга и индикации состояния окружающей среды; 
- в работе по оценке и прогнозированию изменений состояния экологических систем разного уровня; 
- в повышении эффективности экологического образования и воспитания; 
- в осуществлении управленческих функций в области охраны окружающей среды на различных уровнях; 
- в проведении экологической экспертизы; 
- в составлении экологического паспорта; 
- в оказании консультативных услуг по экологическим вопросам. 
 

Направления профессиональной деятельности 
Деятельность направлена на планирование, организацию и управление службами контроля объектов, представляющих потенциальную угрозу состоянию окружающей среды; сбор и анализ материалов для экологической оценки объектов природной среды; разработку практических рекомендаций нормирования качества природной среды с целью предотвращения деградации экосистем, опустынивания и сохранения биологического разнообразия; проведение научно-исследовательских работ; внедрение новых экологических методов и технологий по рациональному природопользованию; организацию учебного процесса в средних и профессиональных учебных заведениях; экологическое воспитание и просвещение различных групп населения. 
 

Содержание профессиональной деятельности 
Содержание профессиональной деятельности включает: 
- экологическая деятельность - составление экологического кадастра, изучение биологического разнообразия, анализ качества природной среды; 
- научно-исследовательская деятельность – участие в организации и проведении полевых и экспериментальных работ, разработке новых экологических методов и технологий по восстановлению нарушенных экосистем и рациональному природопользованию; 
- сервисно-эксплуатационная деятельность – разработка практических рекомендаций по нормированию качества природной среды с целью сохранения устойчивого состояния экосистем, разработка рекомендаций по внедрению экологически безопасных технологий различных производств с целью снижения отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду и сохранения биологического разнообразия; 
- консультационная деятельность – осуществляет консультирование по правилам подготовки проектно-сметной документации и технико-экономического обоснования экопроектов, по проведению аудита, экспертизы и ОВОС; 
- проектная деятельность – участие в реализации экопроектов, разработка планируемой деятельности; 
- природоохранная деятельность - участие в разработке практических рекомендаций нормирования качества природной среды с целью предотвращения негативных последствий хозяйственной деятельности, внедрение новых экологических методов и технологий по рациональному природопользованию; 
- образовательная и воспитательная деятельность - организация и проведение учебного процесса в средних и профессиональных учебных заведениях по экологическому образованию, воспитанию и просвещению, пропаганда экологических знаний среди различных групп населения; 
- экспертная деятельность - участие в работе по поддержанию в рабочем состоянии системы экологического управления на предприятии, по подготовке экологической отчетности; сбор и анализ материалов для экологической экспертизы и паспортизации природных и промышленных объектов; 
- управленческая - участие в планировании и организации службы контроля объектов природоохранной деятельности; участие в создании научно-методологической и организационно-технологической базы управления совместно с другими специалистами, анализ эффективности управленческих решений; 
построение и поддержание в рабочем состоянии системы экологического управления на предприятии, подготовка экологической отчетности. 
 

Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 050608 - Экология 
Бакалавр экологии должен 
иметь представление: 
- о региональных и глобальных экологических проблемах; 
- об основных требованиях международного и республиканского законодательства в области охраны окружающей среды; 
- об экологической емкости природных систем и пределах их устойчивости; 
- о деятельности республиканских и международных организаций в области охраны окружающей среды; 
- о возможных путях восстановления нарушенных территорий; 
- о тенденциях развития в сфере современного бизнеса и его значении для экологии региона, области; 
- об экологических проблемах в сфере управления экономикой и производством; 
- о техногенном воздействии на природную среду и методах оценки экологического риска; 
- о принципах организации экологической экспертизы территорий, производств и технологических проектов; 
- о принципах формирования, динамики и развития природно-антропогенных геосистем разного ранга; 
- о методических и эколого-экономических основах оценки воздействия на окружающую среду; 
- о динамике численности населения и его размещении в отдельных регионах, о глобальных и региональных закономерностях урбанизации и формирования трудовых ресурсов; 
- о значимости экологических знаний для каждого гражданина государства; 
понимать: 
- основные принципы функционирования и эволюции экологических систем, роль и значение социально-экономических факторов и компонентов биосферы; 
знать: 
- основные закономерности функционирования экосистем и биосферы в целом; 
- основы типологии и классификации природно-антропогенных ландшафтов; 
- основные задачи и принципы обеспечения экологической безопасности; 
- основные локальные, региональные, глобальные экологические проблемы и рациональные меры по устранению нарушений структуры и функций экосистем; 
- назначение и классификацию экологического мониторинга и его отдельных подразделений, методы наблюдений; 
- основы национального и международного законодательства по контролю качества ОС, социального регулирования, антимонопольного контроля ценообразования в области использования и охраны природных ресурсов; 
- методы предупреждения и ликвидации загрязнителей, реабилитации окружающей среды и утилизации опасных отходов; 
- основы современных информационных технологий; 
- способы сбора, хранения и обработки экологической информации; 
- основные принципы экологического прогнозирования; 
уметь: 
- анализировать динамику экологических процессов, связанных с антро- о возможных путях восстановления нарушенных территорий; 
- о тенденциях развития в сфере современного бизнеса и его значении для экологии региона, области; 
- об экологических проблемах в сфере управления экономикой и производством; 
- о техногенном воздействии на природную среду и методах оценки экологического риска; 
- о принципах организации экологической экспертизы территорий, производств и технологических проектов; 
- о принципах формирования, динамики и развития природно-антропогенных геосистем разного ранга; 
- о методических и эколого-экономических основах оценки воздействия на окружающую среду; 
- о динамике численности населения и его размещении в отдельных регионах, о глобальных и региональных закономерностях урбанизации и формирования трудовых ресурсов; 
- о значимости экологических знаний для каждого гражданина государства; 
понимать: 
- основные принципы функционирования и эволюции экологических систем, роль и значение социально-экономических факторов и компонентов биосферы; 
знать: 
- основные закономерности функционирования экосистем и биосферы в целом; 
- основы типологии и классификации природно-антропогенных ландшафтов; 
- основные задачи и принципы обеспечения экологической безопасности; 
- основные локальные, региональные, глобальные экологические проблемы и рациональные меры по устранению нарушений структуры и функций экосистем; 
- назначение и классификацию экологического мониторинга и его отдельных подразделений, методы наблюдений; 
- основы национального и международного законодательства по контролю качества ОС, социального регулирования, антимонопольного контроля ценообразования в области использования и охраны природных ресурсов; 
- методы предупреждения и ликвидации загрязнителей, реабилитации окружающей среды и утилизации опасных отходов; 
- основы современных информационных технологий; 
- способы сбора, хранения и обработки экологической информации; 
- основные принципы экологического прогнозирования; 
уметь: 
- анализировать динамику экологических процессов, связанных с антропогенной деятельности.



Связанные Профессии