Высшее образование в Казахстане - прямой путь к успеху!
Получение высшего образования всегда было, остается и будет одной из важных вех в жизни человека, особенно в условиях современного мира с его жесткой конкуренцией на рынке труда.
Образование является основным приоритетным направлением и основным индикатором развития во всех цивилизованных странах мира.
Получение высшего образования всегда было, остается и будет одной из важных вех в жизни человека, особенно в условиях современного мира с его жесткой конкуренцией на рынке труда. Это подтверждает и пример нашей страны, где 35% взрослого населения имеют высшее образование – этот показатель (на уровне 30-35%) характерен и для стран с развитой экономикой.
Высшее образование в Казахстане, как обозначение уровня образования, означает верхний уровень профессионального образования в трёхуровневой системе (после среднего общего или профессионального образования) и включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю.
В марте 2010 года Казахстан официально присоединился к Болонской декларации и стал 47-м полноправным членом Европейской зоны высшего образования. 60 казахстанских университетов подписали Великую Хартию Университетов. Таким образом, был осуществлен переход на трехуровневую модель подготовки специалистов: бакалавр - магистр - доктор Ph.D, основанную на принципах Болонской декларации (известна также как Великая Хартия Университетов, 19 июня 1999 г.).
Болонская декларация содержит семь ключевых положений:
1.Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
2. Введение двухциклового обучения: предварительного (pregraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов, или кредитная технология обучения). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.
5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий
6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей
7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
Процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонской декларации с целью создания единого европейского пространства высшего образования получил название Болонского процесса, в котором сейчас активно участвует и Казахстан.
Присоединение казахстанских вузов к Великой Хартии университетов, которую в настоящее время подписали более 650 университетов мира, позволит приблизить отечественное образование к европейским стандартам.
В учебный процесс вузов внедрены прогрессивные технологии и системы обучения: в 135 вузах введена кредитная технология обучения, в 38 - реализуется двудипломное образование, в 42 - дистанционное обучение.
В 16 вузах уже ведется подготовка докторов PhD в партнерстве с ведущими зарубежными вузами.
Между тем, Казахстан по ряду специальностей, в частности, медицинского, ветеринарного, военного профиля, сохранил советскую (традиционную) систему получения высшего образования, выпускники по которым получают квалификацию специалиста, а не бакалавра.
Формы получения высшего образования в Казахстане
Высшее образование в Казахстане можно получить на базе общего среднего образования (11 классов), начального профессионального, среднего профессионального (послесреднее образование) и высшего образования; в очной, заочной, вечерней, дистанционной форме и экстернатом; платно и бесплатно и др.
Давайте разберемся в разнообразии форм, в которых возможно учиться в учебных заведениях высшего образования.
На базе общего среднего образования и начального профессионального образования высшее образование получают в обычном порядке, то есть весь срок обучения – 4 года для бакалавриата и 4-5-6 лет для специалиста.
На базе среднего профессионального образования, если высшее образование получать по родственной специальности (например, юридическое образование в колледже и в вузе), и высшего образования (так как одно высшее образование уже есть, то поступать можно на любую другую) высшее образование получают по сокращенным срокам обучения (на базе колледжа, как правило, около 3 лет, на базе высшего образования – 2 года). Это не касается случаев поступления на неродственную специальность после среднего профессионального образования (учился в медицинском колледже, поступаю на экономическую специальность) и на те специальности, по которым не предусмотрены сокращенные сроки получения второго высшего образования (после первого технического образования поступаю в медицинский вуз).
Очная форма обучения – самая распространенная и традиционная хотя бы для первого высшего образования. Как следует из термина «очный», студент находится «перед глазами» преподавателей и деканата все 4 /5 лет, то есть учебный процесс – это основной род деятельности для студента все время обучения. Учебный процесс организован таким образом, что дисциплины и часы равномерно распределены в течение года на семестры или триместры, занятия ведутся как минимум 5 дней в неделю по несколько часов в день, с обязательными лекциями, семинарами и другими видами учебных занятий; сессией, каникулами и проч.
Заочная форма обучения, как правило, предполагает, что студент является 2 раза в год на интенсивные занятия продолжительностью примерно около месяца, по окончании которых сдает экзамены. При этом с 2008 года по некоторым специальностям в Казахстане получение высшего образования по заочной форме обучения на базе общего среднего образования (после 11 классов) исключено, заочно можно учиться только на базе среднего профессионального и высшего образования (3 или 2 года).
Вечерняя форма обучения, которую еще называют очно-заочной, заключается в том, что учебный процесс перенесен на вечернее время, то есть студент имеет возможность днем работать (как правило), а после 18 ч. посещает занятия в университете. На вечернюю форму обучения поступают после любой ступени образования, однако также предусмотрены сокращенные сроки обучения по родственным специальностям или на базе высшего образования, и запрет на получение некоторых специальностей по данной форме.
Дистанционное обучение - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Как правило, реализуется дистанционное обучение через Интернет-технологии: в Сети размещаются лекционные комплексы, задания для самостоятельной работы, которые проверяются преподавателем, проводятся онлайн-консультации и лекции, проверка усвоения материала также осуществляется в виде онлайн-тестирования. Государственные экзамены и защиту дипломной работы (если она предусмотрена) студенты сдают в обычном порядке, то есть непосредственно в вузе.
Экстернат как форма обучения подразумевает самостоятельное изучение общеобразовательных программ высшего (также применяется в общем среднем образовании) образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями.
Суть экстерната состоит в возможности получить среднее или высшее образование, не посещая школу, университет ежедневно, на основе индивидуальной образовательной траектории с совмещением обучения и работы или обучения в двух вузах одновременно. Двухгодичная (или более) программа может быть пройдена за один год со сдачей промежуточной и государственной (итоговой) аттестаций.
В нынешних стандартах документов о высшем образовании указания на форму обучения нет, то есть в дипломе указываются только вуз, специальность, данные владельца диплома.
У граждан Казахстана есть возможность получить первое высшее образование бесплатно на конкурсной основе, то есть посредством государственного заказа. О том, как получить образовательный грант, можно узнать на специальной страничке нашего Портала.
Таблица 1. Динамика роста государственного образовательного заказа
2004-2005
|
2005-2006 |
2006-2007 |
2007-2008 |
2008-2009 |
2009-2010 |
2010-2011 |
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
2014-2015 |
25710 |
31210 |
32490 |
33190 |
33490 |
34840 |
35425 |
36 046 |
34 315 | 35 053 | 34 165 |
Добавлю, что у нас при распределении образовательных грантов установлены квоты приема:
для лиц казахской национальности, не являющихся гражданами Казахстана - 2%;
для инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, детей-инвалидов - 0,5%;
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 1%;
сельская квота - 30%;
для лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны и инвалидам войны, - 0,5%.
Помимо образовательных грантов, практикуется присуждение грантов акимов областей, ректоров вузов, самих вузов, партнеров вузов, частные гранты.
Для остальных граждан остается договорная форма получения образования, то есть платная. К слову, подавляющее большинство студентов Казахстана обучается платно, что также свидетельствует об их стремлении получить высшее образование. Поводов для расстройства в этом нет, так как 2 раза в год распределяются высвобожденные гранты, эту информацию можно отслеживать на сайте Министерства образования и науки или в вузе примерно со второй половины января и июля.
Таблица 2. Основные показатели системы высшего и послевузовского образования
Показатели |
2007/2008 |
2008/2009 |
2009/2010 |
2010/2011 |
2011/2012 |
2012/2013 | 2013/2014 | 2014/2015 |
Всего вузов |
140 |
144 |
145 |
148 |
146 |
139 | 131 | 126 |
Контингент студентов |
717053 |
633814 |
610264 |
620442 |
329 507 |
571 691 | 527 226 | 477 387 |
Обучается по госзаказу |
125179 |
118629 |
141852 |
141 700 |
144 184 |
137 260 | 140 212 | 136 660 |
% |
17,5 |
18,7 |
23,2 |
22.8 |
43.8 |
24.0 | 26.6 | 28.6 |
Обучается на казахском языке |
334998 |
301815 |
303720 |
319940 |
342 539 |
322 042 | 305 264 | 288 342 |
% |
47,0 |
47,6 |
49,8 |
51,5 |
54.4 |
56.4 | 57.9 | 60.4 |
Контингент очного отделения |
377989 |
330970 |
318712 |
329408 |
360 894 |
376 171 | 365 100 | 360 500 |
% |
53,0 |
52,0 |
52,2 |
53,1 |
57.3 |
65.8 | 69,2 | 75,5 |
Контингент заочного отделения |
339064 |
302844 |
291552 |
285311 |
259 531 |
195 520 | 143 900 | 96 000 |
% |
47,0 |
48,0 |
47,8 |
45,9 |
41.2 |
34.2 | 27,3 | 20,1 |
Источник: Министерство образования и науки Республики Казахстан
Следующее, на что надо обратить внимание при решении вопроса о высшем образовании, - это выбор высшего учебного заведения, то есть вуза.
Их можно рассмотреть в контексте форм собственности и милитаризации вуза.
В зависимости от формы собственности вузы бывают:
государственные – контрольный пакет акций (или 100% акций вуза), либо право собственности, либо определенный пакет акций (акционированные) которых принадлежит государству;
частные – 100% акций принадлежит частным лицам.
В структуре государственных вузов еще выделяются вузы, имеющие особый статус, - национальные вузы. Стоит отметить и уникальный Назарбаев Университет, который был открыт в 2010 году в столице, для которого в том же году был утвержден государственный заказ в объеме 500 мест для обучения слушателей на подготовительном отделении, и по такому же принципу планируется вести образовательный процесс.
Помимо форм собственности, вузы можно классифицировать на гражданские и негражданские (эта информация также есть на Портале). Добавлю, что прием в гражданские вузы и негражданские отличается, так как последние являются ведомственными вузами органов, для работы в которых, собственно, и подготавливаются выпускники.
Таблица 3. Сеть высших учебных заведений Республики Казахстан
Годы |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Всего |
170 |
182 |
173 |
175 |
176 |
176 |
176 |
140 |
144 |
145 |
148 |
149
|
146 |
Государственные ВУЗы, в т.ч.: |
47 |
60 |
62 |
63 |
68 |
68 |
69 |
57 |
55 |
55 |
56 |
- | - |
Гражданские ВУЗы |
47 |
49 |
50 |
50 |
55 |
55 |
55 |
43 |
42 |
42 |
43 |
- | - |
Негражданские ВУЗы |
|
11 |
12 |
13 |
13 |
13 |
14 |
14 |
13 |
13 |
13 |
- | - |
Частные ВУЗы |
123 |
122 |
111 |
112 |
108 |
108 |
107 |
83 |
89 |
90 |
92 |
- | - |
Источник: Министерство образования и науки Республики Казахстан
Обучение в вузах Казахстана проводится на казахском, русском и английском языках по 520 специальностям.
Если говорить о достижениях наших вузов, то следует отметить, например, следующие.
На базе КарГТУ совместно с 27 предприятиями Центрального Казахстана и России создан корпоративный университет.
В 15 вузах (КазНТУим. К. Сатпаева, КазНУ им. аль-Фараби, ВКГТУ им. Д. Серикбаева, КарГТУ, КарГУ им. Букетова, ЕНУ им. Л.Н. Гумилева и др.) функционируют лаборатории инженерного профиля. В 3 вузах созданы национальные научные лаборатории коллективного пользования: (КазНУ им. аль-Фараби, ВКГУ им .С.Аманжолова, КазНТУ им. К.И. Сатпаева).
При 9 вузах созданы технопарки, создаются еще в 2 вузах.
По прикладным научным исследованиям выполняется 325 проектов, из них 78 выполняется вузами 24 (%).
Открыты:
- Казахстанско-японский инновационный центр при КазНАУ;
- Казахстанско-французский образовательный центр при КазНТУ им. К. Сатпаева;
- Институт сварки при КарГТУ.
Многие вузы осуществляют сотрудничество с работодателями на основе договоров.
Ряд вузов в партнерстве с зарубежными вузами либо внутри вуза реализуют программу двудипломного образования.