Специальность "Физика"

Код:
5В011000
Профильные предметы:
Математика, Физика
Наравление:

Перечень квалификаций и должностей

Выпускнику бакалавриата по специальности 5В011000 – Физика присуждается академическая степень бакалавра физики. Квалификации и должности определяются в соответствии с «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 22.11.2002 г, № 273-П

Квалификационная характеристика бакалавра специальности 5В011000 – Физика

Сфера профессиональной деятельности. 
Сферой профессиональной деятельности выпускников по специальности 5В011000 – Физика являются средние, средние профессиональные учебные 
заведения, организации образования и научно-исследовательские институты. 
 

Объекты профессиональной деятельности. 
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: 
производственно-технологические процессы на предприятиях и объединениях; 
учебно-воспитательный процесс в средних и средних профессиональных 
учебных заведениях и научные исследования в институтах, лабораториях; 
- производственно-управленческие процессы на фирмах и компаниях. 
 

Предметы профессиональной деятельности. 
Предметом профессиональной деятельности выпускника по специальности 5В011000 – Физика является область науки и техники, включающая совокупность средств, приемов, способов и методов для получения полной и достоверной информации о характере и количественных закономерностях протекания физических процессов в окружающем мире, существующих и новых технических системах для разных отраслей. 
 

Виды профессиональной деятельности. 
Бакалавры по специальности 5В011000 – Физика могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности: 
-педагогическая деятельность: выпускник по данной специальности обладает всеми навыками для квалифицированной работы по реализации образовательных программ и учебных планов по преподаванию физики в средних и средних специальных учебных заведениях, в том числе участвует в проектировании, разработке и проведении типовых мероприятий, связанных с преподаванием физики: уроки, лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации, аттестационные мероприятия, а также принимает активное участие в воспитании и интеллектуальном развитии учащихся; 
-научно-исследовательская деятельность выпускников по данной специальности осуществляется в рамках исследовательских программ высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, а также проведением исследований проблем, связанных с преподаванием и разработкой рекомендаций по их решению. 
 

Функции профессиональной деятельности. 
Бакалавр по специальности 5В011000 – Физика должен быть подготовлен к выполнению следующих функциональных обязанностей: 
- ведение уроков и других видов занятий в средних учебных заведениях; 
-разработка методических материалов, соответствующей документации, а также приложений к ним; 
-изучение и анализ необходимой информации, ее обобщение, систематизация и использование в профессиональной деятельности; 
-проведение научно-исследовательской работы, как в рамках исследовательской программы средней школы, так и в рамках образовательных программ высшей школы; 
-ведение кружковой работы и факультативных занятий; 
-проведение воспитательной работы, как по предмету, так и в соответствии с интересами и особенностями региона и основными задачами, решение которых необходимо в интересах развития Республики Казахстан; 
-работа в лабораториях, как на производстве, так и в научно-исследовательских институтах, выполнение работы по информационному обслуживанию организации производства, труда, метрологическому обеспечению разрабатываемых проектов и программ, составление графиков работы, заказов, заявок, инструкций, пояснительных записок и другой документации, в том числе и отчетной. 
 

Типовые задачи профессиональной деятельности. 
Бакалавр по специальности 5В011000 – Физика в зависимости от выбора профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих профессиональных задач: 
-успешная работа по выбранным направлениям специальностей; 
-развитие научных исследований; 
-воспитание широкообразованной молодежи, способной приобретать новые знания и адаптироваться к изменяемым условиям; 
-использование в профессиональной деятельности знаний, умений и навыков в области социально-гуманитарных и естественных наук, необходимых для понимания процессов, происходящих в современном мире; 
-использование профессиональной компетентности в области физики; 
-критическая оценка своей деятельности и формирование ответственности за нее в условиях свободного демократического и правового государства; 
-продолжение образования на последующих ступенях высшего профессионального образования; 
-проектно-конструкторская деятельность (разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности); 
-исследовательская деятельность (разработка методов прогнозирования количественных характеристик процессов на основе существующих методик с использованием имеющихся в литературе исходных данных; моделирование конкретных процессов, проведение физического и численного эксперимента с использованием экспериментальных стендов или программ расчета на основе известных методов моделирования; разработка новых методов; исследование и испытание основного оборудование и его эксплуатация); 
-производственно-технологическая деятельность (внедрение технологических процессов; выбор типового оборудования; участие в работах по доводке и освоению физического процесса в ходе технологической подготовки производства); 
-эксплуатация и сервисное обслуживание (проведение испытание и определение работоспособности установленного и ремонтируемого оборудования; 
выбор оборудования для замены в процессе эксплуатации; выбор оптимальных режимов работы при эксплуатации); 
-оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение необходимого качества продукции. 
 

Направления профессиональной деятельности. 
Для решения профессиональных задач бакалавр осуществляет: 
-сбор, обработку, анализ и систематизацию полученной информации в сфере профессиональной деятельности;
 -изучает специальную литературу, достижения отечественной и зарубежной науки в интересующей его сфере образования; 
-участвует в проведение работы в выбранном направлении, готовит документацию (планы, программы, методические указания) и апробирует ее; 
-осуществляет контроль за результатами проведенной работы, для чего использует известные и собственные методики; 
-анализирует полученные результаты и разрабатывает новые формы и методы профессиональной деятельности. 
 

Содержание профессиональной деятельности. 
- В сфере образования: качественная организация учебного процесса с использованием всех его форм и подготовка грамотных выпускников школ; 
- методическая работа на основе современных образовательных технологий; 
- научные исследования; целенаправленная воспитательная работа с учетом особенностей в регионе и в интересах развития РК. В других сферах: исследование, расчет, проектирование, обеспечение высокой надежности и эффективной эксплуатации, используемых в конкретных процессах установок, систем, агрегатов; математическое моделирование объектов и процессов по типовым методикам и поиск новых. 
 

Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 5В011000 – Физика: 
должен иметь представление: 
-о процессах и явлениях живой природы, общественной жизни, понимать и владеть методами познания на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при исполнении профессиональных функций; 
-об основах научно-технического перевода по специальности; 
-о государственной системе обеспечения единства измерений, научных методах стандартизации и метрологии;
 -о системе стандартов в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, системе стандартов по безопасности труда; 
знать: 
-основы курса общей физики; 
- основы высшей математики; 
-основы теоретической физики; 
-основы радиоэлектроники; 
-основы информатики; 
-методы математического моделирования; 
-правовые и этические нормы, реализующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, в приложении к профессиональной 
деятельности; 
-философские и методологические основы педагогической культуры исследований; 
-основы дисциплины по специализации; 
-теоретические основы безопасности жизнедеятельности, нормативно - правовые основы законодательства охраны труда и окружающей среды, системы стандартов безопасности труда; 
уметь: 
-применять полученные знания при решении конкретных научнопрактических, производственных и других задач; 
-решать физические задачи исследовательского и прикладного характера, проводить статистическую обработку результатов эксперимента, осуществлять математическое, физическое и численное моделирование свойств объектов и технологических процессов, вести научно-техническую документацию; 
-приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии; 
-использовать методы социально-гуманитарных наук в различных сферах своей профессиональной деятельности; 
-на научной основе организовывать свой труд, владеть примерами и методами сбора, хранения и обработки информации; 
иметь навыки: 
-владения казахским, русским и одним из иностранных языков в сферах социально-бытового и научного общения; быть способным продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде; 
-владения культурой мышления и публичного выступления; правильного и логического оформления своих мыслей в устной и письменной форме, участия в дискуссиях по профессиональным проблемам; 
-научного анализа и прогнозирования различных явлений и процессов; 
-в работе над междисциплинарными проектами; 
-обеспечения безопасных условий работы; 
-в обосновании своей позиции по профессиональным и другим вопросам; 
быть компетентным: 
-в использовании дидактических принципов и методов преподавания физики в средней школе, в вузе; 
-в применении новейших образовательных технологий в учебном процессе (традиционное обучение, ненасильственная педагогика, технология коллективной мыслительной деятельности); 
-в использовании разных моделей обучения (традиционное и инновационное, технологический конвейер и т.д.); 
-в определении и конкретизации общественных и личностно-значимых целей и задач обучения в конкретных условиях; 
-в использовании педагогической терминологии (дидактика, ее функции и принципы; педагогическая парадигма; рефлексия; интерактивное общение; коммуникация невербальная и вербальная и т.д.); 
-в отработке методологии выбора и механизме реализации отобранного содержания образования в учебном процессе.



Связанные Профессии