Принято считать, что железнодорожный транспорт – становой хребет государства. Продолжая эту мысль, можно утверждать, что системы и средства автоматики, телемеханики и связи – это нервная система железнодорожного транспорта. Нарушение любого самого простого элемента этой системы приводит к остановке движения, к снижению безопасности на транспорте.
В перечень изучаемых устройств входят как простейшие из них (реле, светофоры, трансформаторы, стрелочные переводы, рельсовые цепи, транзисторы, интегральные микросхемы), так и системы управления движением на станциях, на перегонах (между станциями). На смену системам релейным идут электронные и цифровые системы телеуправления и контроля. На этой специальности также изучают: системы диагностики подвижного состава на ходу поезда, автоматическую локомотивную сигнализацию, системы автоматического управления тормозами и многое другое. В настоящее время внедряются автоматизированные рабочие места, которые позволяют вести дистанционный мониторинг состояния станционных путей, перегонных светофоров, устройств электропитания, находясь за экраном компьютера.
В дальнейшем выпускник может работать в управлениях, отделениях железных дорог, на дистанциях сигнализации и связи, в вычислительных центрах дорог, в подразделениях электросвязи, в научно-исследовательских и проектных институтах, конструкторских бюро.